РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Закон гармонии
 
Существует много направлений гармонизации форм.
а) Среди различных факторов, существенно влияющих на композицию изделий, особое место занимает физиологическая оптика, в частности восприятие глазом линий и объемных форм. Человеческому зрению свойственно поддаваться оптическим обманам, что изучали и использовали уже в глубокой древности. Об оптических иллюзиях, словно желающих подорвать в нас доверие к чувствам, писал, например, еще в I веке до н.э. Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей».
Необходимость корректировки формы вещей вызывается прежде всего следующими оптико-геометрическими иллюзиями: переоценкой вертикальных размеров по сравнению с горизонтальными, зрительным искривлением прямых при их пересечении наклонными. Конструкторам одежды хорошо известно кажущееся увеличение стройности фигуры в черном платье, а такжу кажущееся удлинение фигуры с помощью вертикальных полос и ее расширение горизонтальными. Иллюзия деформации параллельных линий при их пересечении наклонными линиями является следствием действия закона оптического преувеличения острых углов.
Ряд иллюзорных впечатлений обусловливается общепсихологическим законом контраста. Так, один и тот же предмет на фоне более мелких вещей кажется крупнее, чем он же на фоне крупных. Корректировка размеров требуется и в связи со зрительным восприятием равновеликих фигур, окрашенных в черный и белый цвета. Если необходимо, чтобы черные и белые фигуры казались равными, следует уменьшить площадь белых фигур.
 
б) Цвет – самое сильное средство гармонизации. Вместе с тем цвет и самое опасное средство дисгармонии формы. В природе существует семь цветов согласно спектру солнечных лучей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Восьмой (внеспектральный) цвет – пурпурный – получается при соединении крайних цветов спектра – красного с фиолетовым. Так образуется цветовой круг из восьми цветов. Все цвета спектра называют хроматическими в отличие от ахроматических – белого, черного, серого. Человеческий глаз способен различить до трехсот оттенков указанных основных цветов, что порождает различные эстетические ощущения.
Цветовой круг можно условно разделить на две части – холодную (цвета льда) и теплую (цвета солнца). На глаз человека наиболее благоприятно воздействуют цвета средней части спектра, которые преобладают в природе. Это голубой цвет неба и воды, зеленый и желто-зеленый цвета растительного мира. Фиолетовый, красный, пурпурный дествуют возбуждающе. Имеются и нейтральные цвета: коричневый, серый, белый и черный.
С помощью холодных (темных) и теплых (светлых) цветов можно создать следующую зрительную иллюзию – удалять или приближать вещи. Стена, выкрашенная, например, в голубой цвет, отдаляется, черная – приближается, желтая – зрительно исчезает. С этим же связано и создание впечатление легкости или тяжести предметов. Темные и теплые цвета зрительно усиливают тяжесть и прочность.
Цвета могут создавать гармонию при совместном их использовании. Множество цветовых гармонических рядов разделяют на два главных: контрастные (где цвета противопоставляются) и нюансные (где цвета плавно переходят друг в друга).
Гармонии контрастных рядов можно разделить на два вида: парную и гармонию триады. В парной сочетается любая пара цветов противоположных секторов цветового круга: красный и голубой, красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый и т.д. Гармония триады складывается из трех цветов, два из которых соседствуют в цветовом круге, а третий является противоположным к ним. Например: желтый, красный и синий; оранжевый, зеленый, фиолетовый и т.д. Необоснованно щедрое использование контратсных цветов приводит часто к дисгармонии окраски.
Благородством отличаются нюансные цветовые гармонии. Они могут состоять из цветов одного тона, но разного оттенка, из цветов разного тона, но близко расположенных в цветовом круге (например, красный и оранжевый). То есть, нюансные ряды строятся на сочетании ахроматических цветов или хроматического и ахроматического.
 
в) Важнейшее средство гармонии – пропорции, соразмерность элементов, согласованная система частей и целого. Пропорции возникают как результат художественного осмысления функциональных и конструктивных связей, присущих изделию. Вечно красивых пропорций нет (например, в средневековье были больше распространены иррациональные пропорции, а в эпоху Возрождения – простые арифметические соотношения). Вместе с тем применение пропорций имеет объективный смысл и обусловлено математическими закономерностями.
В основе гармоничных пропорций лежит порядок. Кроме как в упоминавшейся выше «божественной пропорции»,  порядок отношений практически все встречали в школе при изучении арифметической и геометрической прогрессий.
Существуют и более сложные способы получения пропорциональности. Связаны они с использованием механизма симметрии. Самая простая симметрия – зеркальная (симметрия относительно линии), более сложные симметрии – осевая (симметрия относительно точки) и винтовая (симметрия относительно точки при постоянном поступательном движении объекта).
 
Рассмотреннные относительно подробно лишь несколько аспектов организации гармоничной вещественной среды показывают, сколько требуется знаний, труда и мастерства для создания подлинно совершенных вещей.