РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Возникновение теории информации
 
В одной из древнегреческих легенд рассказывается об искусном механике и архитекторе Дедале. За убийство своего ученика, который превзошел своего учителя в создании различных инструментов, Дедала изгоняют из Афин, и он бежит на остров Крит. Там он по приказу царя Миноса строит огромное здание со множеством помещений и запутанных ходов - лабиринт.
К несчастью жителей острова, в центре лабиринта вскоре поселилось чудовище Минотавр с головой быка и телом человека. И никто из попавших в лабиринт не мог выйти обратно. Люди становились в конце концов жертвой огромного зверя. Семь юношей и девушек ежегодно приносили афиняне в дань чудовищу, которое их пожирало.
Так продолжалось девять долгих лет. Наконец афинский герой Тесей не только убил Минотавра, но и вышел из лабиринта благодаря специальной нитке, которой отмечал свой путь в лабиринте (нить дала влюбленная в Тесея дочь Миноса - Ариадна).
Так гласит легенда о первом лабиринте, построенном человеческими руками. Есть предположение, что греческое слово "лабиринт" произошло от египетского слова и в переводе означает ходы в подземельях. Существует действительно очень большое количество природных подземных пещер с таким огромным количеством по всем направлениям перекрещивающихся коридоров, закоулков и тупиков, что нетрудно в них заблудиться, потеряться и, не найдя выхода, умереть от голода и жажды.
 
Но в самом деле: возможно ли построить или даже начертить безвыходный лабиринт? Еще великого Аристотеля волновал этот вопрос. Неужели действительно можно создать такой лабиринт, в котором найти путь к его центру и выйти оттуда было бы делом только удачи, случая или счастья, а не совершенно определенного и правильного математического расчета? В сущности, наши города, железные дороги, телеграфные и в особенности телефонные сети - все это более или менее сложные лабиринты. А если это так, то задача о распутывании любого лабиринта становится не только развлечением...
Начало решения этой задачи было положено великим математиком, механиком и физиком Леонардом Эйлером (1707-1783). Результаты изысканий привели ученого к заключению: безвыходных лабиринтов нет.
Бурное развитие телефонии в начале XX века поставило перед учеными и инженерами другую задачу. Если в лабиринте не один, а несколько ходов, то как выбрать тот, который короче остальных?
Еще более сложные лабиринтные задачи встали перед учеными, занятыми разработкой систем релейной автоматики. Их схемы оказались настолько сложными, что человек был уже не в состоянии просмотреть все возможные случаи. Специалисты почувствовали, что теряют власть над автоматами, теряют способность разглядеть все возможные варианты состоянии созданных ими же устройств.
 
Так появилась новая теория, которая теперь называется теория информации. Ее основоположником стал американский математик и инженер Клод Шеннон. Это Шеннон научил людей мерять измерять информацию, как, скажем, можно измерить длину стола или вес какого-нибудь предмета.  Начиная с 50-х годов нашего столетия человечество именно с легкой руки Шеннона начало мерять информацию в битах.
Теория информации - формальная математическая теория, предназначенная для описания процессов передачи сообщений по техническим линиям связи.
Основным понятием теории информации является количество информации.
За единицу количества информации принимается такое количество, которое получает приемник сообщений при выборе из двух равновероятных исходов (двоичная единица или бит).
Факторы, влияющие на переработку информации человеком:
1) объективные характеристики сообщений и сигналов (физическая природа, периодичность и др.);
2) условия деятельности человека (наличие помех);
3) индивидуальные характеристики человека.
Индивидуальные различия проявляются тем отчетливее, чем сложнее характер деятельности. Наиболее сильное влияние оказывает состояние человека и его тренированность.