РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Внерабочее время
 
 
В современной социологии труда изучение времени направлено на исследование тех проблем, которые возникают в связи с сокращением рабочего и увеличением внерабочего (а в его рамках и свободного) времени. С этим же связано и изучение последствий, которые этот процесс вызывает в жизни человека и общества.
Время – форма существования материи, и в этом виде оно выступает как философская категория.
Время – это и социальная категория. Время – один важных параметров существования человеческого общества, так как все взаимоотношения существуют во времени и пространстве.
Время и экономическая категория, процесс труда происходит во времени, рабочее время выступает мерой труда, определяет эффективность труда.
Время, которым располагает человек, делится на рабочее и внерабочее. Рабочее время заполнено трудовой деятельностью, цель которой – обеспечить материальное существование.
Внерабочее – это время, которое человек проводит за рамками трудовой деятельности.
Продолжительность рабочего времени определяется степенью развития производительных сил общества.
Исследования социального времени с 20-х гг. носили преимущественно экономический характер, а внерабочее и свободное время изучались как важнейшие аспекты производственных результатов.
В 60-е годы стали использовать широко социологические методы. В число основных выдвинулась задача изучения влияния свободного времени на всестороннее развитие личности.
В 80-е годы рассматривалась роль свободного времени в сложившемся образе жизни (оно могло гармонировать с трудовой деятельностью, дополнять её или противостоять ей). Это означало, что каждая личность вносит свой след в бытие, то есть свободное время зависело от личностных установок, ориентаций, норм социального окружения. Личная жизнь в то время рассматривалась как мещанство, пошлость, так как всё должно было быть отдано общественному труду. Поэтому свободное время рассматривалось лишь как досуг.
 
Теория изучения свободного времени требовала рассмотрения свободное время как возможности гармоничного развития личности, не замечая асоциальные формы его проявления (ничего неделание). Развитие таких форм свободного времени связано с тем, что удовлетворение социальных потребностей выталкивалось из других форм социального времени. За рубежом в эти годы более 80% молодёжи оценивало свободное время адекватно общественному труду. Это происходило из-за всё более узкой специализации в труде, а свободное время давало возможность выйти за её рамки.
С социологической точки зрения важным является не только ограничение рабочего времени и сокращение числа рабочих дней в неделе с целью создания предпосылок для более всестороннего развития личности человека. Важно и то, как организуется рабочее время, когда оно начинается и когда заканчивается, есть ли перерывы в работе, когда и какой продолжительности. Всё это может повлиять не только на здоровье человека, но и на его отношение к другим участникам трудового процесса, на отношение к труду. Долгое время – все начинали в одно и то же время и заканчивали. Сейчас вводят «скользящее рабочее время» – вопрос о времени начала работы решают сами работники.
Время, которое остаётся в распоряжении человека после рабочего времени называется внерабочим временем, однако это не значит, что всем этим временем человек может располагать свободно. Это время вне рамок обязательного труда. Но оно не свободно от многих жизненных проблем. Соотношение, на которое делится внерабочее время, оказывает влияние степень развития материальных производительных сил.
 
Внерабочее время:
1. Время, связанное с трудом на производстве – прибытие на работу, возвращение, принятие душа , переодевание
2. Время, используемое на работы по дому и самообслуживание в собственном доме (покупка товаров, приготовление пищи, стирка, присмотр за детьми, приобретение товаров и услуг).
3. Время, необходимое для удовлетворения физиологических потребностей (сон, принятие пищи).
4. Свободное время – время на обучение, повышение квалификации, самообразование, воспитание детей, общественные работы, участие в художественной самодеятельности, отдых, физкультура, спорт.
По выражению К. Маркса свободное время – это «время, которое необходимо для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций и для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил».
К. Маркс подразделял условия жизни общества и человека на внешние, основные и общие, которые, так или иначе, оказывали воздействие на процесс функционирования производства.