РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Виды социальных норм в сфере труда
 
 
Социальные нормы, являясь правилами трудового поведения работников, отличаются от экономических и технологических норм. Они регулируют сферу взаимодействия работника с обществом, социальной организацией и другими работниками, регламентируют акты общения работников, протекающие в сфере труда. Эти нормы предписывают работнику должные и допустимые поступки в сфере труда. Коллектив ожидает, что каждый его член будет придерживаться в своем реальном поведении данных правил.
Социальные нормы формируются на базе ценностей коллектива. Поэтому их основное назначение в том, чтобы обеспечить соответствие поведения каждого работника общеколлективным ценностям.
Назначение норм трудового поведения как важнейших внешних регуляторов активности работников раскрывается в двух выполняемых ими функциях — предписывающей и оценочной. Выполняя предписывающую функцию, норма задает работнику или группе работников определенный, должный вид поведения. В этом случае норма выполняет роль своеобразной меры обязательных или допустимых вариантов поведения, являясь основанием для выбора работником тех или иных его вариантов. С помощью оценочной функции реальное, фактическое поведение работников оценивается в соответствии со стандартами поведения. На базе совершаемой оценки поведение регулируется поощрением желательных и осуждением нежелательных поступков. Таким образом, нормы трудового поведения являются эталоном, с которым субъект социального контроля соотносит поступки работников.
Все многообразие действующих в сфере труда норм поведения может быть классифицировано по ряду признаков: по содержанию, способу установления, по сфере распространения и применения, по субъекту нормотворчества.
 
В зависимости от содержания социальные нормы подразделяются на нормы отношения к целям и задачам коллектива, к общественной собственности, к деятельности руководителя, к товарищам по труду, к собственной активности.
По сфере распространения и применения выделяют два вида норм: нормы-требования и нормы-стереотипы. Нормы-требования являются социальными эталонами поведения, одобряемыми обществом; это нормы должного поведения. Нормы-стереотипы характеризуют распространенные в обществе или коллективе стереотипы поведения; это нормы сущего; нормы, реально существующие, которых члены коллектива придерживаются в своем реальном, фактическом поведении. Расхождение между нормами должного и нормами сущего выступает в форме существующих в обществе противоречий междувозрастающими требованиями к моральному сознанию и его реальным состоянием.
 
В зависимости от способа установления все нормы трудового поведения подразделяются на правовые, профессионально-должностные и моральные.
Правовые нормы — это нормы юридические, законодательно оформленные. Нормы права имеют универсальный характер и распространяются на всех работников. Однако эти нормы регулируют лишь важнейшие моменты трудового процесса: продолжительность рабочего времени, гарантии и компенсации, основные виды поощрений за успехи в работе и т. п. Повседневные же акты общения и взаимодействия работников предприятия регулируются нормами, вытекающими из правовых,  и являющимися производными от них. К таким вторичным нормам относятся профессионально-должностные нормы и правила, ролевые предписания, фиксируемые в должностных инструкциях. Должностные инструкции выполняют функцию нормативной модели деятельности каждого конкретного работника. Поэтому важно обеспечить научно разработанными должностными инструкциями работников всех подразделений.
Ориентация на развитие самостоятельности и инициативы работников приводит к изменению общего подхода к юридической регламентации трудовой деятельности. Принцип «что не разрешено, то запрещено» вытесняется принципом «что не запрещено, то разрешено».
В последние годы в связи с расширением прав и самостоятельности  коллективов и отдельных работников, развитием сферы применения кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности возросла роль договорной формы отношений. В договорах фиксируются взаимные обязательства, обязанности и ответственность договаривающихся сторон.
 
Моральные нормы в сфере труда в отличие от правовых основываются на одобрении или осуждении общественным мнением и отражают принципы и идеалы социальной справедливости.
Механизмом воспроизводства норм в сфере труда является трудовое право, а также привычки, обычаи, традиции. В последнем случае соблюдение норм обосновывается фактом существования их в прошлом. Основанием для традиционного поведения является положение «так было всегда», «так было до нас». Обычаи и традиции — это стереотипы поведения, общепринятые нормы поведения, «узаконенные» властью и силой общественного мнения. Их нарушение обычно вызывает негативное отношение к нарушителям со стороны коллектива, т. е. обычаи и традиции предполагают определенное принуждение к признанию общественных и коллективных ценностей.
В отличие от традиций привычка — такой стереотип поведения, нарушение которого не влечет за собой негативных реакций общества или коллектива. Трудовые привычки появляются в результате приобретения трудовых навыков.
Закреплению положительных норм отношения к труду способствует широкое внедрение в жизнь  коллективов  обрядности — системы коллективных символических действий, воплощающих социалистические ценности и способы общения. Хорошо организованные и в то же время яркие, эмоциональные, они надолго запоминаются. Нормы трудового поведения являются важнейшим элементом группового сознания и характеризуют трудовую, профессиональную мораль коллектива. Могут иметь распространение своеобразные неписаные правила трудового поведения, не соответствующие групповым ценностям и идеалам.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Социально-экономическая эффективность деятельности предприятий в значительной степени зависит от их внутриколлективной сплоченности, представляющей собой единство поведения членов коллектива, основанное на общности интересов, ценностей, норм поведения. Единство поведения означает слаженность действий членов коллектива при выполнении общих задач и реализации общеколлективных целей.
В основе типизации коллективов по уровню сплоченности лежит степень единства поведения, базирующаяся на общности интересов членов коллектива. Личные и коллективные, коллективные и общественные, общественные и личные интересы могут не совпадать и даже находиться в противоречии. Поэтому и коллективы могут иметь разную степень сплоченности.
Процесс сплочения трудового коллектива регулируется с помощью воздействия на факторы, обусловливающие уровень сплоченности. Следует различать общие и специфические, локальные факторы внутриколлективной сплоченности.