РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Виды разделения управленческого труда
 
 
Разработка рациональной системы разделения и кооперации труда – это одна из главных направлений работы по ОУТ, так как оказывает определяющее воздействие на другие элементы организации труда. Разделение управленческого труда – это разграничение и обособление различных видов деятельности управленческого персонала. Кооперация управленческого труда – совместное участие работников в одном или связанных между собой процессах управления.
 
Благодаря разделению и кооперации труда разграничиваются сферы компетенции отдельных работников, их прав, ответственности и обеспечивается четкое взаимодействие всех их в процессе управления. Разделение и кооперация труда – парная категория. Они рациональны, если удовлетворяют следующим требованиям:
1. Обеспечивают полное использование рабочего времени.
2. Обеспечивают использование работников в соответствии с их квалификацией.
3. Предотвращают дублирование в работе различных служб и исполнителей.
4. Обеспечивают ответственность работников за результаты своей работы.
5. Обеспечивают освобождение работника от выполнения обязанностей, не свойственных его должности.
6. Обеспечивают возможность роста квалификации.
7. Обеспечивают увязку во времени выполнение различных работ в нужном объеме, чтобы выполнить эти требования, надо соблюдать пропорцию по функциям и работам между исполнителями
 
Разделение управленческого труда осуществляется по трем признакам, в соответствии с которыми выделяются виды разделения труда:
1) Состав и содержание функции управления. В соответствии с этим признаком осуществляется функциональное разделение труда.
2) Технологическая однородность работ. В соответствии  этим признаком осуществляется технологическое разделение труда.
3) Сложность выполняемых работ и квалификационные характеристики должностей исполнителей. В соответствии с этим признаком осуществляется квалификационное разделение труда.
 
Функциональное разделение управленческого труда означает разграничение и обособление групп работников по функциям управления. В любой организации вой перечень функций управления. Более широкий их спектр на промышленных предприятиях. Результатом функционального разделения управленческого труда, служб, бюро, которые специализируются на выполнении определенных функций управления, т.е. функциональное разделение управленческого труда находит свое воплощение в организационной структуре управления предприятия. В трудовом плане оно воплощается в определении численности работников по структурным подразделениям предприятия.
 
Существуют требования к построению организационных структур управления.
 
Принцип комплексности и системности предполагает включение в организационную структуру управления всех подразделения, выполняющих функции управления при установлении организационных связей между ними.
Принцип специализации предусматривает четкое разграничение деятельности по управлению. При этом специализация должна иметь разумные пределы. Следует избегать чрезмерного дробления структурных подразделений. Множество структурных подразделений приводит к усложнению управления и появлению излишней численности.
Принцип стабильности организационной стрктуры позволяет использовать преимущества устойчивости системы управления. Стабильность организационной структуры должна сочетаться с ее гибкостью при изменении условий работы.
 
Требование экономичности организационной структуры предполагает создание минимального числа звеньев и уровней управления. Решение о создании или прекращении деятельности какого-либо подразделения рекомендуется принимать исходя из трудоемкости работ и возможности оценки работы подразделения по конечным результатам деятельности. Можно оценить результаты – звено управления необходимо.
Применяются два метода формирования организационных структур: нормативный и аналитический.
Нормативный метод предполагает использование типовых структур. Метод применим на предприятиях небольших по масштабу, без специфики производства продукции. В этом случае используют типовые решения по построению организационной структуры: типовой перечень задач по отдельным функциям управления, типовые условия формирования подразделений, типовые схемы взаимосвязей между ними.
Аналитический метод чаще применяют для уникальных предприятий, крупных по масштабам, когда отсутствуют аналоги. Метод предполагает анализ целей, задач, функций управления, их структуризацию, выбор решения из вариантов исходя из условий предприятия. Метод достаточно трудоемок.
Технологическое разделение управленческого труда означает распределение работников по видам работ (операциям) и закрепление их за отдельными группами работников и за отдельными исполнителями (второе преобладает). С  помощью технологического разделения управленческого труда обеспечивается специализация работников.
Степень дифференциации технологического разделения труда может быть разной. Поэтому выделяют три формы технологического разделения управленческого труда: целевая форма, предметная, операционная.
Целевая форма предполагает закрепление за работником нескольких задач, связанных одной целью. Характерна, прежде всего, для руководителей: поручение работнику административной работы, организационной работы, конструктивной работы, руководство любой функциональной службой, линейное руководство производственным подразделением, руководство временным коллективом и т.д.. Набор работ зависит от объекта управления (участки, отдел, цех, предприятие).
Предметная форма  предполагает большую дифференциацию труда, чем целевая. Работнику (или группе работников) дается одна или две задачи (как правило  однородные). Каждая из задач состоит из комплекса аналитико-конструктивных и формально-логических операций. Характерна чаще всего для специалистов, но иногда применима и к техническим исполнителям. Предметная форма может быть выражена областью деятельности. Например, инженеры-технологи специализируются: одни на литейном производстве, другие – на механообрабатывающих процессах, третьи – на сборочных работах и т.д.. Экономисты специализируются на планировании, осуществляют планирование материальных ресурсов, планирование издержек производства, планирование трудовых показателей и т.д..
Операционная форма разделения труда – самая дифференцированная. При этой форме за каждым работником закрепляются однородные операции: табельный учет использования рабочего времени, копирование документов, обработка информации и т.д.. Операционная форма разделения труда характерна для технических исполнителей.
Квалификационное разделение управленческого труда – это разделение труда между работниками с учетом сложности выполняемых работ и занимаемой должности. Оно осуществляется внутри профессиональных групп работников. Нормативной основой квалификационного разделения труда является квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
 
Требование к квалификационному разделению труда – обеспечение наиболее полного использования работника в соответствии с его квалификацией. Не должно быть несвойственных работ по квалификации. Их не будет или они будут минимальными по времени, когда предприятии будут установлены обоснованные пропорции между различными квалификационно-должностными группами работников (руководители, инженеры, техники, технические исполнители) и разумные пропорции между специалистами разных квалификационных категорий.
 
Работы по сложности у специалистов группируются.
 
1. Особо сложные работы, при выполнении которых необходимы знания по специальности, умения ориентироваться в смежных областях науки и техники, использовать передовой опыт, уметь изыскивать резервы производства.
2. Работы высокой и повышенной сложности – это разнообразные работы, выполняемые самостоятельно на основе общих указаний руководителя. Для их выполнения необходимы профессиональные знания и практический опыт.
Специалистам, выполняющим особо сложные работы, а также работы высокой и повышенной сложности, устанавливается 1 квалификационная категория.
3. Работы средней сложности – это работы, повторяющиеся в пределах регламентированного задания, в котором определены возможные методы решения стоящих перед исполнителем задач, указываются необходимые руководящие и нормативные материалы.
Специалисты, выполняющие преимущественно работы средней сложности устанавливается 2 квалификационная категория (по ряду инженерных должностей – 3 квалификационная категория).
4. Работы минимального уровня сложности – это работы молодых специалистов с высшим образованием, не имеющих опыта работы, а также работы специалистов со средним специальным образованием, но обладающие достаточным опытом практической работы.
При выполнении работ минимального уровня сложности категория квалификации не указывается.
 
Для установления рациональных пропорции между группами работников существуют нормативы численности работников, нормативы соотношений численности по должностным группам, по отдельным должностям работников. При отсутствии нормативов или невозможности их применения рациональные соотношения между работниками должно разработать само предприятие балансовым методом.
Результатом совместного действия всех видов разделения труда является формирование профессионального, должностного и квалификационного состава работников и установление специализации для каждого из них.
Вид и форма разделения труда предопределяет и соответствующую форму кооперации. Функциональное разделение труда обуславливает необходимость кооперации труда между структурными подразделениями. Технологическое разделение труда обуславливают необходимость кооперации труда между отдельными работниками и подразделениями. Квалификационное  разделение труда обуславливают необходимость кооперации труда отдельными работниками внутри подразделения.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Вся система разделения труда, включая функциональное, технологические и квалификационное, может успешно функционировать только при одном условии. На предприятии надо разрабатывать и применять нормативные документы, которые регламентируют деятельность различных служб, отделов и отдельных исполнителей. К их числу относятся положения о структурном подразделении и должностные инструкции.
Совмещение должностей руководителем является одним из направлений совершенствования разделения труда и специализации работника за счет расширения его должностных обязанностей. Совмещение должностей – выполнение в течение рабочего дня нормальной продолжительности на одном и том же предприятии помимо установленных должностных обязанностей дополнительной работы по одной или нескольким профессиям.
Эффективность управления в решающей степени зависит от качественного подбора и расстановки кадров руководителей и специалистов. В современных условиях важное значение имеют не только высокие деловые качества, но и широта экономического мышления, предприимчивость, умение видеть перспективу развития предприятия, обладать необходимыми личными качествами.