РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Виды потребительского бюджета
 
 
В теории  и  на  практике используются рациональные и   бюджеты   минимума материальной  обеспеченности, нормативные и фактические, а также различные их разновидности.
Для каждого периода времени существует минимум материальной обеспеченности (ММО), необходимый для нормального воспроизводства населения и рабочей силы. Этот минимум является объективной величиной и зависит от уровня развития потребительских сил. ММО определяется при помощи нормативного потребительского бюджета. Последний и основывается на нормах и нормативах. Он строится по тем же статьям расходов, которые имеют место в фактических бюджетах семей трудящихся. Большая часть статей нормативного бюджета рассчитывается прямо, т. е. исходя из норм потребления продовольственных и непродовольственных товаров, нормативов на услуги, а также розничных цен на их приобретение. В случае отсутствия норм и нормативов на какие-либо услуги и другие статьи используются косвенные данные (в том числе фактические данные бюджетных обследований семей и др.).
Бюджет минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум) может строится как на текущий период, так и на перспективу. Он выражается в натуральной и в денежной формах минимальные, размеры доходов, обеспечивающих этот минимум. Например, чтобы обеспечить нормальное воспроизводство рабочей силы (населения), семья рабочего (служащего, крестьянина и т. д.) должна располагать минимумом дохода, который дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне физиологических норм, полностью покрывающие энергетические затраты организма и необходимых для правильной жизнедеятельности взрослых, чтобы удовлетворить потребности в необходимых предметах одежды, обуви, белья, гигиены, для оплаты жилища, коммунальных услуг, транспорта, связи, а также для удовлетворения минимальных культурных потребностей.
 
ММО, рассчитанный на основе нормативного бюджета, является одним из основных элементов при прогнозировании (регулировании) дифференциация заработной платы. Минимум заработной платы зависит от ресурсов, которыми располагает общество При недостаточности доходов в виде заработной платы для обеспечения ММО используются другие источники доходов (ОФП, личное подсобное хозяйство и прочие).
Нормативные потребительские бюджеты могут быть построены для одиноких и семейных (с неодинаковым численным и возрастным составом), для различных социальных групп населения, для занятых различными видами труда, для неработающих членов семьи, для различных территорий страны. Нормативные бюджеты по районам страны помогают установить разницу в стоимости жизни, обосновать размер районных коэффициентов.
При обосновании путей достижения ММО важное значением имеет определение источников их покрытия (повышение минимальных заработной платы и пенсий, номинальной и реальной заработной платы, социальных трансфертов, доходов от ЛПХ и т. д.). Однако, в семьях складываются разные варианты занятости и числа иждивенцев, что сказывается на обеспеченности семей и, в ряде случаев, приводит к малообеспеченности. Для решения проблемы малообеспеченности необходимо дальнейшее повышение оплаты труда, увеличение занятости в семье, улучшение пенсионного обслуживания, освобождение от уплаты налогов, снижение цен на товары и услуги, увеличение со стороны государства материальной помощи на содержание детей, помощь одиноким т. п.
 
Как уже отмечалось, с 1992 г. в качестве ММО используется бюджет прожиточного минимума (БПМ), с 1997 г. – прожиточный минимум (ПМ). Общий порядок его расчета приводится в “Методических рекомендациях” Минтруда РФ. Бюджет прожиточного минимума (ПМ) представляет стоимостную оценку набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи. ПМ рассчитываются не только в среднем на душу населения или семью, но и для детей в возрасте до 6 лет, подростков в возрасте 7-15 лет, трудоспособных граждан, пенсионеров, так как потребности их значительно различаются.
Такие расчеты позволяют формировать ПМ практически для любого типа семьи. При формировании ПМ семьи учитываются объективные факторы, влияющие на различия в уровне потребительских расходов одиночек и семей. Снижение потребительских расходов по мере увеличения размера семьи является весьма значительным. Например, для двоих, проживающих вместе, (за исключением некоторых видов коммунальных услуг) становится в 2 раза меньше. Это можно отнести и к расходам на покупку товаров длительного пользования. Учитывается, что вещи (особенно в малообеспеченных и многодетных семьях) переходят от одного ребенка к другому и др. В связи с этим рассчитаны коэффициенты снижения расходов за счет совместного проживания для различных типов семей с разным уровнем среднедушевых доходов.
На потребности населения оказывают влияние природно-климатические условия, характер расселения, национальные традиции и др. С учетом этого на территории России выделено 8 зон по интегральному показателю суровости климата, выраженному по 5-бальной системе. Рассчитанный показатель колебался от 2,62 балла (Краснодарский край) - наиболее благоприятная зона, до 4,85 балла (Магаданская область) - наименее благоприятная зона.
Для расчета ПМ использовались расходы на набор продуктов из 11-ти агрегативных групп, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Стоимостная оценка расходов ПМ на продукты питания осуществляется путем оценки натурального набора по каждой группе товаров в средних ценах покупки соответствующих товаров. Средние цены покупки определяются по данным статистики семейных бюджетов. При недостаточности данных используются данные регистрации цен в отдельных регионах.
Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяют по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления которых соответствует минимальному.
Расходы на непродовольственные товары и услуги уточняются при помощи нормативного метода на основе норм обеспеченности и сроков службы предметов длительного пользования, разработанных ЦЭ НИИ при Минэкономики России. Расчеты производятся по группам товаров: предметы гардероба (верхняя одежда, обувь и т.д.), предметы санитарии и гигиены, лекарства, товары длительного пользования (мебель, электробытовые предметы и др.).
Расходы на жилище и коммунальные услуги определяются на основе нормативов цен и тарифов в регионе. Учитываются затраты на налоги и обязательные платежи.
 
В прожиточном минимуме использованы чрезвычайно строгие нормы, обеспечивающие только физиологический минимум. В них не учтены расходы на табачные изделия, деликатесы, культурные потребности и недостаточно учтены расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги. В отличие от ПМ минимальный потребительский бюджет дополнительно учитывает расходы на ряд необходимых духовных потребностей, полнее учитывает расходы на другие товары, услуги и пр. И по некоторым оценкам минимальный потребительский бюджет превышает ПМ в 3 раза.
Наравне с ПМ и минимальным потребительским бюджетом определяется рациональный потребительский бюджет, с помощью которого определяются структура и размер доходов, необходимых для удовлетворения потребностей в соответствии с научно рассчитанными рациональными нормами, объем и структура товарооборота, развитие сферы услуг, фонд потребления национального дохода.
Рациональный бюджет и рациональные нормы потребления строятся по принципу полного удовлетворения разумных потребностей человека без привязки его к строго определенным срокам. При этом надо учитывать реально достижимые объемы производства и услуг в перспективе. Достижение уровня потребления на душу населения, соответствующим рациональным нормам потребления, позволит решить задачу формирования среднего класса в масштабе страны.
Процесс достижения рационального уровня потребления для всего населения может быть разделен на два этапа: первый - достижение такого среднего уровня доходов и потребления для всего населения, который соответствует рациональному бюджету; второй - обеспечение рационального потребления каждому члену общества. Разграничение этих двух этапов имеет экономический смысл. Оно связано со значительными изменениями тенденций в движении отдельных элементов доходов и потребления, а также с изменением структуры потребления.
Однако не следует абсолютизировать значение рационального потребительского бюджета. Оно лишь образует исходный пункт для прогнозирования. Совокупность нормативов рационального потребления и обеспеченности представляют тот инструмент,  с помощью которого количественно и качественно можно выразить целевые установки по повышению народного благосостояния, решению социальных проблем, разработке концепции уровня (качества) жизни.