РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Виды и функции мотивов
 
В специальной литературе существуют разнообразные точки зрения по определению мотива. Одни авторы к мотивам относят все компоненты внутреннего побуждения - потребности, интересы, ценности, инстинкты, влечения, эмоции, идеалы; другие - понимают лишь сознательные побуждения; третьи - и сознательные и неосознанные стремления. Мотив - это французское слово, произошедшее от лат. moveo - дословно означает “двигаю”.  Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Среди внутренних побудителей к действию мотив непосредственно предшествует деятельности. С помощью мотива человек объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы подвижны, так как зачастую складываются под воздействием эмоций человека, его темперамента.
Существует большое разнообразие мотивов, среди которых выделяются мотив стадности (потребность быть в коллективе); мотив личной аффирмации, или самоутверждения (характерный в основном для работников высокой квалификации); мотив самостоятельности (стремление быть хозяином, стремление к новым видам деятельности, к активному поиску решений, к риску); мотив стабильности (противоположен самостоятельности, предпочтение отдается надежности бытия и деятельности); мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.); мотив справедливости (не соблюдение справедливости ведет к демотивации); мотив состязательности (генетически присущ каждому человеку) и др. Различают также мотивы-побуждения - это внутренние истинные мотивы и мотивы-суждения, с помощью которых объясняется себе и другим, обосновывается свое поведение.
Большое значение для формирования мотива имеет оценка вероятности достижения целей. В связи с этим необходимо также раскрыть и такое понятие как “сила мотива”, которая определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем стремление сильнее его получить, тем активнее действует работник. Если получение искомого блага не требует особых усилий, либо это благо очень трудно получить, т.е. требуются сверхусилия, то мотив труда чаще всего не формируется. И в том и другом случае работник пассивен. При частом повторении таких ситуаций появляется так называемый феномен выученной беспомощности, исключающий трудовую активность. Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием удовлетворения интереса и получения того или иного блага.
 
Обычно деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами, или мотивационным ядром. Структура мотивационного ядра различается в зависимости от конкретных трудовых ситуаций: ситуации выбора специальности или места работы; ситуации повседневной работы на данном предприятии; ситуации конфликта; ситуации перемены места работы или смены профессии; ситуации инновационной, связанной с изменением характеристик  трудовой среды. Мотивация труда начинает формироваться у человека до начала его профессиональной трудовой деятельности, путем усвоения им ценностей и норм  трудовой морали и этики, а также посредством личного участия в трудовой деятельности в рамках семьи и школы. В это время закладываются основы отношения к труду, развиваются трудовые качества, т.е. приобретаются первоначальные трудовые навыки. Характер усвоенных индивидом всех норм и ценностей придает смысл всей дальнейшей трудовой деятельности, определяет образ жизни.
В профессиональную трудовую деятельность человек вступает уже с формированным ценностным сознанием и знает, какие интересы хотел бы реализовать посредством труда. Реальная производственная среда заставляет его трансформировать свои ценностные ориентации. Практические требования обуславливают конкретную мотивацию, которая в отличие от ценностного сознания, определяющего смысл и перспективные цели трудовой деятельности, предопределяет в основном выбор путей и способов их реализации.
Изучение  интересов, ценностей, ценностных ориентаций, мотивов трудового поведения отдельных групп работников, а также их структуры позволяет определить во имя чего трудится человек и разработать систему стимулов на основе внутренних побудителях трудовой активности.