РАЗДЕЛЫ САЙТА
 


 
Особенности труда в науке и образовании
 
 
Следует выделить следующие особенности в содержании и организации труда занятых в науке и образовании, которые определяют дифференциацию, уровень и структуру оплаты их труда.
1. Процесс труда делится на три части - производство знаний, создание методики их передачи обучаемым и сам процесс передачи знаний. Каждый из занятых в образовании и науке должен обладать желаниями и навыками, позволяющими выполнять каждую из этих функций.
Наука и образование тесно связаны между собой. Большинство занятых в вузах одновременно ведут и научную работу. Многие ученые из научно-исследовательских учреждений преподают в вузах. Наука может развиваться, если хорошо поставлено образование. Важнейшей предпосылкой  нормального функционирования учреждений  образования  является развитие науки .
В силу различий в природных способностях, в глубине освоения профессией,  работающие в науке и образовании в разной степени овладевают  каждым из трех указанных выше направлений трудовой деятельности. Два преподавателя, занимающие одинаковую должность часто имеют различные успехи в науке, овладении методикой обучения, различные успехи в передаче знаний. Все это усложняет систему оценки результатов их труда.
 
2. Результаты труда делятся на промежуточные и конечные. Конечные результаты труда могут проявляться через несколько лет. Труд учителя в школе и колледже, преподавателя в вузе может быть оценен через успеваемость их учеников, качество преподавания, периодическую аттестацию. Но материализуются  результаты труда через количество и качество труда учеников. Именно недооценка отдаленных последствий труда ученых и педагогов привела к существенному занижению абсолютных размеров их заработков.
 
3. Высока дифференциация в интенсивности труда (“выдаче продукции в единицу времени”). По экспертной оценке специалистов, лица творческого труда, имеющие равные  образование, возраст, здоровье, опыт,  одинаковую работу выполняют за время, продолжительность которого различается в 3 раза (среди рабочих этот показатель равен 1,5 : 1,0). Поэтому аттестация ученых и преподавателей и их дифференциация только по образованию и стажу работы порождает уравниловку в оплате труда.
 
4. В науке и образовании широко распространены такие методы контроля за результатами труда, как самоконтроль, социальный контроль. Значительная часть ученых и педагогов (по нашим оценкам  до трети) высокое качество и количество работы обеспечивают благодаря осознанию значимости своего труда, получаемому наслаждению (удовлетворенности) результатами труда, общественной оценки труда ученых и педагогов, наличию у них относительно высокого гражданского долга.  Этим можно объяснить тот факт, что при значительном сокращении финансирования науки и образования из бюджета в 90-х годах не произошло развала системы образования.
 
Еще примерно для трети педагогов поддержка качества их работы на хорошем уровне требует административного контроля. Для оставшейся трети никакой контроль не поможет поднять качество их работы до требуемого уровня. Как правило, это те, кто  ошибся в выборе профессии, попал в образование случайно, по своим природным данным не может овладеть педагогикой и психологией.
Несмотря на то, что нынешняя система оценки и оплаты труда в науке и образовании позволяет выделить эти три группы ученых и педагогов, мы, воспитанные в условиях уравниловки,  не можем пока преодолеть психологический барьер. По результатам аттестации научно-педагогических работников и при заключении контрактов еще не  дифференцируется  оплата труда в зависимости от способности к труду и  фактических результатов труда.