РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Развитие представлений о труде донаучного периода
 
Длительное время труд считали наказанием, так как он был физическим и требовал больших усилий.
До научный период – 3 тыс. лет до н. э. – 18 в. н. э. – представления в древнем мире, средние века, ранний капитализм.
Греки, римляне, европейцы – труд проклятие, наказание за первородный грех; в то же время труду приписывали позитивные функции:
Помощь для бедных;
Труд даёт физическое и умственное здоровье, уход от лености.
Китай – труд значим для общества (развития земледелия и торговли). Труд земледельца – корень, торговца – ветвь.
Древний Восток (Египет, Месопотамия, Шумер, Вавилон) хорошо развита организация и учёт труда. Открытие: рабский труд крайне непроизводителен, он приводит к сознательному ограничению объёма работы.
Греко-римская цивилизация - 400-300 г. до н. э.– (Ксенофонт, Платон, Аристотель, Сенека, Лукреций, Катон). Основные идеи этого периода:
Разделение труда приводит к росту производительности труда, универсальный труд даёт меньший объём работы;
Необходимо трудовое воспитание, выбор профессии в соответствии с разделением труда;
Результат труда предстаёт в виде потребительской и меновой стоимости;
Разделение труда проявляется в первую очередь в выделении умственного и физического;
Творческий труд  обуславливает прогресс и развитие человеческого труда.
Средние века
Наблюдается застой общественной мысли. В 300-400 гг. начинается распространение христианства. Основные представители – Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Труд считался наказанием божьим, по уже существовавшему высказыванию Павла: «Кто не работает, тот не должен есть».
Физический труд ценен наряду с умственным, но им занимаются крепостные, а вельможи и духовенство должны заниматься умственным трудом. Человек должен трудом искупать свои грехи.
 
От христианского понимания труда отличается его трактовка Ибн-Хальдуна (1332-1406 гг.). Его взгляды сводятся к следующим положениям. Труд желателен не ради самого себя, а ради ценностей, которые создаёт. Труд - источник всех богатств; презрение к труду – причина деградации и в политике, и в экономике. Труд – предпосылка человеческого существования. Разделение труда истекает из человеческой природы и необходимости сотрудничества (общее разделение село, город и особое – всякой человеческой активности).
Средневековое понимание труда (медленное развитие производительных сил и низкая социальная мобильность) подвергаются критике со стороны зарождающегося капитализма производственных отношений, а также ранних социалистов-утопистов.
 
Понимание труда в новое время (с XV века)
С возникновением капитализма в христианстве зарождается  протестантское движение (протестантизм, реформаторская церковь); в её рамках возникает и иное понимание труда.
Протестанты в отличие от католической церкви (лучшая жизнь на том свете), провозглашают требование царства божьего на земле. Протестанты требовали от всех верующих, чтобы они подтверждали свою веру трудом и делами, а также дисциплиной в повседневной жизни; труд приобрёл значимость для физического и умственного здоровья.
Такое понимание труда развил Мартин Лютер (1483-1546гг.) – каждый кто может, должен работать, поскольку труд не только общая основа общества, но и личный способ служения богу.
Аналогичные взгляды развивал Жан Кальвин (1509-1564гг.) – труд – религиозная обязанность, но люди не должны наслаждаться результатами своего труда. «Избранника божьего», по его мнению, можно узнать по вере и успехам в труде.
Каждый верующий должен неустанно трудиться, чтобы достигнуть успехов в своей деятельности, и достигнет их, если будет работать в полную силу и по совести, то есть если будет  относиться к труду так же как и к другим религиозным обязанностям.
Как религиозную обязанность он рассматривал и деловую мораль. Лютер и Кальвин создали протестантскую этику труда, идеологическую основу капитализма.
Появившийся в XVI веке протестантизм обновил смысл христианского учения о положении физического труда. Если прежде физический труд был выведен из системы приоритетных ценностей, как нечто неценное, то протестантизм возвысил обыденную трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших  религиозных ценностей, наполнили труд религиозно-нравственным содержанием. Повседневный труд, согласно Кальвину, является формой служения богу.
Напряжённая активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа и праведно накопленный капитал – вот ценностная шкала капитализма. Она лежит в основании того, что западные социологи называют «трудовым общением». На протяжении нескольких веков с XV-XX вв. «трудовое общество определяло пути развития западной цивилизации».
Социалисты-утописты критикуют буржуазные условия производства, эксплуатация рабочего класса, отрицают средневековое христианское понимание труда и в определённой мере протестантское.
Томас Мор (1478-1535гг.) («Утопия») труд не только обязанность, но и честь для всех членов общества; наряду с занятием земледелием каждый член общества должен владеть каким-либо ремеслом. От труда как всеобщей обязанности освобождаются учёные. Шестичасовой рабочий день, остальное время – на всестороннее развитие личности.
Томмазо Кампанелла (1568-1639гг.) («Город солнца») близок к Т. Мору – труд общая обязанность всех членов общества, особое значение придаётся земледелию. Труд – 4 ч. в день , остальное время – отдых, учёба, развлечения.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Социальные явления, происходящие в обществе, изучаются различными науками: философией,  экономикой, правом, историей, этикой и др. Если философия изучает всеобщие закономерности, существующие в природе, обществе, мышлении, то предметом остальных являются какие-либо отдельные стороны общественной жизни.
Социология труда является частью социологической науки. В результате проведения теоретических и прикладных социологических исследований трудовой деятельности происходит такое накопление знаний о социальных процессах и явлениях в сфере труда, которое приводит к становлению специальной социологической теории о труде — социологии труда.
В сфере труда при формировании и развитии социально-трудовых отношений между коллективами, группами и работниками протекают социальные процессы. Не существует социально-трудовых отношений вне социальных процессов, и наоборот.