РАЗДЕЛЫ САЙТА
 


 
Структура занятых в науке и образовании
 
 
Сложившаяся  система установления штатных расписаний и аттестации позволяет выделить следующие группы работников по оплате труда:
1. Административно-управленческий персонал (АУП  ректор, директор, проректор, главный бухгалтер и т.д.).
2. Профессорско-преподавательский состав (профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент).
3. Учебно-вспомогательный персонал (инженеры, лаборанты, техники).
4. Работники научно-исследовательского сектора (НИС  научные сотрудники, младшие и старшие научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, заведующие лабораториями и т.д.).
Структура и численность занятых устанавливается на основе типовых штатов (АУП, УВП), категории вузов (установлены три категории, по которым вузы делятся в зависимости от численности студентов; университеты относятся к первой категории независимо от числа студентов).
Сложнее определяются численность и структура профессорско-преподавательского состава кафедры. Исходным для расчетов численности является число студентов на одного преподавателя. Сегодня установлен норматив  8 студентов на одного преподавателя. При этом обучающиеся по вечерней форме принимаются за 0,5 от одного студента дневной формы, по заочной форме  0,25. Эти нормы применяются Государственным комитетом РФ по высшему образованию  для вузов, Советом вуза  для факультетов. Внутри факультетов применяются уже другие нормативы: штаты устанавливаются исходя из учебной нагрузки факультетов и кафедр. То есть число студентов на одного преподавателя переводится в часы, в пределах обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы по соответствующей специальности.
Почасовая оплата установлена в размере 0,15 ставки минимального оклада для преподавателей, не имеющих ученых степеней и званий ( 60000 руб. х 0,15    =   9000 руб. в час), для доцентов   О,25, для профессоров  0,30.
Действующая в бюджетной сфере 18-разрядная тарифная сетка (первые восемь разрядов для рабочих мы уже рассмотрели, оставшиеся для руководителей и специалистов рассмотрим ниже) отражает различие в сложности, ответственности и тяжести труда различных профессиональных и квалификационных групп специалистов. Исключение составляют, на наш взгляд, учителя начальных классов и психологи, сложность труда которых в действительности на 2 - 3 разряда выше, чем предусмотрено квалификационными характеристиками. Для выполнения Закона “Об образовании” в части оплаты труда специалистов учреждений общего и профессионального образования достаточно увеличить ставку первого разряда в 1,5  2 раза. Правительство пока ограничивается надбавками тем категориям специалистов, которых не хватает, чьи рабочие места оказываются не занятыми (учебно-вспомогательный персонал, профессора, доценты). В 1996 году профессорам была установлена доплата в размере 40%. Ряд субъектов Федерации за счет резервов местных бюджетов вводили учителям, врачам, преподавателям вузов и техникумов доплаты в размере 50 - 100% основного оклада. Нередко период доплат ограничивался бюджетным годом.