РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Стадии протекания конфликта
 
 
Управление процессом сплочения коллектива предполагает выявление объективных причин и субъективных условий возникновения конфликта. Регулирование конфликта состоит из таких стадий, как выяснение интересов я целей участников конфликта, отделение его причин от повода, анализ предшествующих взаимоотношений участников, установление сферы действия конфликта, выбор способов его разрешения.
Всякий реальный конфликт развивается и протекает во времени. Динамика конфликтов – это последовательная смена определенных стадий от начала до завершения. Выделяют четыре стадии протекания конфликта:
1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Две стороны имеют одну цель и стремятся к ней, но достигнуть ее может только один человек (группа). Какое –то время объективная  конфликтность  ситуации не осознается сторонами. Потенциальный конфликт (например социальное соревнование,  конкурс).  
1. Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия:
– переход к конфликтному поведению;
– стремление предотвратить конфликт то есть поиск решения до возникновения конфликта. Оптимальное  явление именно 2-ой путь. Успех его зависит от многих причин от личности руководителя, его принципов руководителя, опыта, психолого-педагогической подготовки. Степень значимости, которая придается предмету конфликт (разногласие) оказывает решительное влияние как на само решение вступить в конфликт, так и на степень жестокости конфликта взаимодействия.
Здесь важно, признают ли стороны  законность требований друг другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергается, конфликт будет иметь более деструктированный характер. 
 
2. Переход  к конфликтному поведению, то есть к реальным действиям сторон, направленные на то, чтобы прямо или косвенно  блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт действительно обостряется эмоциональным поведением, а эмоции в свою очередь стимулируют конфликтное поведение. При  этом возможны следующие варианты поведения:
- открытая борьба, столкновение сторон;
- отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменения отношения к предмету разногласий, цена победы слишком высока, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда он может быть решен);
- компромиссное     направление, торговая сделка, переговоры: получить максимально невозможно поэтому, чтобы не потерять все - идут на взаимные уступки, снижая свои притязания.
Здесь возможно выявить факторы и условия, способствующие успеху переговоров, выработать протокол соглашения, приемлемый для обеих сторон.
При этом на динамику протекания переговоров наиболее существенное влияние оказывает статус его участников; присутствие и тип поведения 3-х лиц, способствующих подготовке переговоров. Чем больше прав у стороны выше статус, тем легче проводить переговоры, меньше статус – больше ограничений могут быть эффективны угрозы обещания; угрозы больше срабатывают, если их высказывает сторона с более высоким статусом; при равных статусах – более эффективны обещания.
 
3. Разрешение конфликта связано с предметом конфликта, наличие объективных возможностей для его разрешения, участие и условия протекания конфликта, деловых и личностных качественных лиц, участие в конфликте.
 
Возможны пути решения конфликтов.
Возможности разрешения конфликтов:
- полное прекращение конфронтации путем взаимного примирения сторон;
- компромисс - частичное удовлетворение притязаний обеих сторон; необходимы взаимные уступки типа сделки;
- разрешение конфликта на принципиально деловой основе;
- конструктивно – путем удовлетворения объективных требований, претензий конфликтной  стороны;
- организационно прекращение конфликта- или другим способом невозможно.
Разрешение конфликта возможно на двух уровнях:
-частичное - когда исключается только конфликтное поведение, нот не устраняется причина конфликта.
- полное, когда конфликт разрешается и на поведения и  на уровне причины.
Пути предупреждения конфликтов:
- правильный подбор и расстановка кадров (особенно руководителей); воспитание работы в коллективе;
- хорошие традиции всегда разбирать конфликты;
- использовать методы убеждения, административной в крайнем случае;
- в случае необходимости привлекать других, третьих лиц;
- повышать общий уровень оплаты труда, что снижает условия конфликтов.
 
 
Способы разрешения конфликтов.
Возможны следующие способы разрешения внутриорганизационного конфликта: взаимное примирение конфликтующих сторон; рассмотрение конфликта на собраниях трудовых коллективов, в общественных организациях и последующее принятие решения, обязательного для всех участников конфликта; признание вины одним из участников конфликта; механическое уничтожение конфликта, связанное с увольнением из организации. Наиболее предпочтительным способом выхода из конфликта является первый, предполагающий проведение переговоров, в ходе которых уточняется предмет конфликта, выясняются позиции участников и закладываются основы его разрешения.
Таким образом, установление причин и сферы действия конфликта, умение отличить причины от поводов, выбор наиболее соответствующего ситуации способа его разрешения делает процесс сплочения коллектива управляемым.