РАЗДЕЛЫ САЙТА
 


 
Составляющие рынка труда
 
 
“Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг”. При этом рынки могут принимать разные формы. Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, денег (кредитов) и т.д. Организация каждого из этих рынков имеет свои особенности. На их проявление главным образом влияет основа рынка - товар, являющийся объектом купли-продажи на этом рынке. В зависимости от этого рынки могут принимать различные формы от закусочной и ларька до фондовой биржи и рынка международных кредитов.
 
Среди этих рынков особое место занимает   рынок труда. Как свидетельствует мировой опыт, он является фундаментом рыночных отношений. Без него равновесную экономику построить невозможно, так как управление экономикой предполагает, прежде всего, управление трудовой деятельностью людей. Поэтому не случайно многими зарубежными экономистами вопросы экономики и социологии труда (взаимодействие заработной платы и возможностей занятости, стимулирование и эффективность капиталовложений в образование и подготовку кадров, социальные вопросы труда) рассматривают через призму рынка труда.
Специфика рынка труда заключается в том,  что товар на данном рынке  не имеет вещественной формы. В связи с этим экономисты спорят о том, что же продается на рынке труда: рабочая сила или труд и какой термин следует применять: “рынок труда” или “рынок рабочей силы”.
Сторонники первой точки зрения считают, что на рынке продается рабочая сила - способность человека к труду, а не сам труд, и, что нельзя продать то, чего еще нет и, следовательно, необходимо употреблять термин “рынок рабочей силы”.
Это было бы действительно так, если не учитывать специфичность объекта купли-продажи и проводить полную аналогию с механизмом вещевых рынков. Однако, на подобных рынках купля-продажа происходит одномоментно в сфере обращения. На рынке труда сначала осуществляется соглашение (договор) между продавцом и покупателем в сфере обращения. А реализация этого договора может быть осуществлена лишь в сфере производства, т.е. после того как труд состоится. Другими словами, продавец и покупатель договариваются о предстоящем труде, так как сама по себе рабочая сила как способность к труду без ее реализации вряд ли может быть  интересна для покупателя. Рабочая сила не отделима от работника и поэтому не может быть собственностью покупателя рабочей силы.
Поэтому сторонники второй точки зрения (к которой относится и автор) считают, что на рынке труда осуществляется процесс купли-продажи предстоящего труда. Работодатель становится собственником будущих результатов труда, а работник получает столько, сколько стоит его труд, следовательно, происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата - есть плата за труд. Таким образом, считается, что на рынке продается труд и этот рынок следует называть рынком труда.
Объектом рынка труда, как указывалось, является труд. Субъектами выступают работодатели, безработные, наемные работники, самостоятельно занятые работники. Главными составляющими рынка труда являются: предложение труда и спрос на него. Предложение на рынке труда представлено определенными группами трудоспособных людей: теми, кто не имеет, но хочет найти и ищет работу; теми, кто имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает себе другое место работы; теми, кто имеет работу, но по их представлению, могут в ближайшем будущем потерять ее и поэтому ищут на всякий случай другое место работы.
Спрос на рынке труда представляют работодатели. Спрос характеризует потребность в труде, которая может быть представлена числом вакансий.
В связи с рассмотренными выше составляющими рынка труда применяют понятие “конъюнктура рынка труда”, т.е. соотношение спроса и предложения. Возможны три типа конъюнктуры рынка труда: дефицит работников, когда рынок испытывает недостаток предложения труда; безработица, когда на рынке труда имеется избыток предложения труда; равновесие, когда спрос на труд соответствует его предложению.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Все рабочее время подразделяется на две основные группы: время работы и время перерывов.
Время работы включает в себя как затраты времени, связанные с выполнением производственного задания, так и затраты времени, не обусловленные производственным заданием. Время работы состоит, в свою очередь, из подготовительно-заключительного, оперативного времени и времени на обслуживание рабочего места.
Понятие “условия труда” имеет различное толкование. В одних случаях по этим понимается лишь внешняя предметная среда, окружающая человека в процессе трудовой деятельности, в других - все факторы, определяющие в конечном счете процесс воспроизводства рабочей силы и жизненный уровень трудящихся. Значительно чаще под условиями труда понимаются факторы, действующие на человека в процессе труда.
Тарифная система - это совокупность нормативных материалов, с помощью которых определяется основная заработная плата и условия ее дифференциации. Тарифная система включает в себя: тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник (ТКС),  тарифные ставки, районные коэффициенты.