РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Социальные нормы труда
 
 
Поведение каждого человека в процессе труда как общественном прогрессе регулируются социальными нормами. Поскольку труд – это организованный общественный прогресс, а организованность включает в себя и поведение  с определенными правилами, а также моральными нормами. На мораль влияет не только экономическая жизнь вообще и труд, в частности, а так же  поведение человека в его трудовой среде, в процессе труда, которое определено  и моральными нормами. Они приобретают все большее значение с возникновением  и развитием капитализма. При капитализме участники процесса труда юридически свободны и  “независимы” от процесса труда, этот процесс они могут оценивать положительно или отрицательно, то есть как моральный или аморальный, и в этом смысле формировать моральные нормы, которые регулируют их поведение в процессе труда, требуя от них большей или меньшей трудовой активности. Это прямо отражается на большей или меньшей производительности  труда, в постоянном росте которого капиталистические классы всегда были заинтересованы. При таком подходе трудовая мораль определяется как “сумма чувств удовлетворения, которые отдельные люди (или члены группы) ощущают благодаря своему членству и участию в определенной организации”, как “состояние мотивированности, с помощью которого отдельные люди (или члены группы) получают возможность осуществить цели и поставить перед собой новые задачи  в будущем” и “как единодушное согласие”, или “дух группы “, которые создает группа, идя к достижению своих целей. В сущности, при таком определении трудовой морали всегда подчеркивалось, что трудовая мораль – это сложное изменяемая величина, поскольку поведение людей зависит от их профессиональной подготовки и их общего эмоционального состояния, так что трудовая мораль проявляет себя  одновременно  и как индивидуальный  и как групповой феномен. В сущности, труд и мораль выступают обычно как характеристики полноценной человеческой личности, и поэтому подход к определению морали должен быть гораздо шире, он должен принимать во внимание всю сложность морали и понимание человека как природно-общественного, творческого  и экономически полезного существа, равно как и понимание отношений (многозначных и сложных) между человеком и обществом. Стремясь преодолеть односторонность подхода с психологизированных и органицистских позиций к определению трудовой морали и исходя из понимания того, что трудовая мораль это сложное социально – нравственное явление, которое определяется как общественно – экономическими, так и технико – технологическими отношениями, можно определить трудовую мораль как комплекс норм поведения человека в процессе труда, опирающийся на общее понимание места  и значения труда в обществе, включающий в себя позиции, мотивы и удовлетворенность участников трудового процесса и трудовой группы. Социальные нормы труда касаются поведения  и деятельности человека  в процессе труда. Они говорят о том, что должен делать участник процесса труда в трудовой группе, осуществляющей этот трудовой процесс, то есть как он должен относится к труду, а как не должен, чтобы не чувствовать угрызений совести за «неморальное поведение».
Обычно в качестве социальных норм труда приводятся: творческое отношение к труду, стремление трудится не жалея сил, проявление высокой степени  инициативности, солидарности с членами трудового коллектива, поддержка целей трудового коллектива и целей более широкого сообщества. Отношение человека к нормам трудовой морали выражает его отношение к своей собственной трудовой деятельности. Поэтому возникал и возникает вопрос, каковы же факторы, определяющие отношение человека к нормам трудовой морали. Ответы на этот указывают на ряд различных факторов. В качестве факторов, положительно влияющих на отношение к трудовой морали, чаще всего приводятся: постоянство работы, интересность работы, возможность получать поощрения, уважение со стороны руководства предприятия, работа сама по себе независимо от ее трудности, высокая заработная плата и другие экономические стимулы, а также социальные аспекты труда, условия труда, распорядок рабочего времени. А в качестве факторов, влияющих на отношение к нормам трудовой морали негативно, приводятся: малозначительность труда, неучастие в управлении производством, несбывшиеся планы продвижения по работе, отсутствие ощущения полезности принимаемых самостоятельных решений на работе, несовершенная техника и плохие условия труда, изолированность своего труда в рамках коллектива и экономическая ненадежность работы.
Человек осуществляет трудовую деятельность всей своей личностью. А люди как биопсихосоциосубъекты, наряду с общими свойствами, объединяющими их, могут различаться своим  характером, и это отражается в той или иной мере на их отношении к труду, причем в одних и тех же общественно – экономических отношениях и условиях труда.
Влияние общественно – экономических отношений, и прежде всего отношений собственности, на отношение к труду и трудовой морали наиболее рельефно проявляется в капиталистическом обществе. В условиях капитализма работник  распоряжается собой как товаром и продает свою рабочую силу владельцу средств  производства с тем, чтобы плата за наемный труд позволила ему обеспечить свое существование. Особенно выделяется при этом проблема труда: « труд это производственное выражение человеческого; люди являются теперь или работодателями, или работополучателями, с этого момента организация труда меняется в зависимости от изменений в организации рыночной системы.
В капиталистических странах велись и ведутся многочисленные исследования в области мотивации  труда и  в области трудовой морали. Их целью была и остается задача повышения заинтересованности в труде  и роста производительности труда. Многие из этих исследований показали, что главный мотив повышения трудовой активности, уровня трудовой морали и роста производительности труда отнюдь не только стремление больше заработать, да так и не могло быть. Результаты изучения показывают, что росту большей заинтересованности в труде способствует создание на предприятии таких условий труда, которые позволяют в максимальной степени проявиться самореализации человека как свободной  и творческой личности, его человеческого достоинства и индивидуальности, к которой относятся с уважением.
Понимание этого привело к значительным переменам в организации труда и в положении человека в рамках определенной организации труда, которая (все еще) основана на монополии частной собственности. Наиболее важные перемены в организации труда проявляются через различные участия рабочих  в управлении и в «обогащении» трудовых знаний. Тем самым преследуется цель смягчить деградацию роли человека, выполняющего ограниченное число простейших операций в процессе труда, чтобы создать у него впечатление, что его труд является творческой деятельностью.
В наиболее развитых промышленных странах для того, чтобы увеличить заинтересованность в труде и поднять уровень трудовой морали с помощью удовлетворения мотива самоутверждения и мотива самостоятельности и тем самым за счет большей мобилизации сил добиться и большей производительности труда, вводятся различные формы участия рабочих в управлении производством, кроме того, все большее внимание уделяется улучшению качества трудовой жизни. Участие работников предприятия в управлении вместе с владельцами или их представителями  (менеджерами) во все более широких масштабах вводится (в самых различных формах) с 60-х годов, в особенности в Западной Европе и скандинавских странах.
Считается, что совершенствование качества трудовой жизни также способствует усилению заинтересованности в труде, подъему трудовой морали и росту производительности труда. Компонентами качества трудовой жизни, совершенствованию которых уделяется особое внимание, считают обычно отношение к труду, полезность труда, а также позиции участников труда и их взаимоотношения.
Чтобы новый подход к оценке человеческого труда имел влияние на создание новых, более гуманных отношений между людьми и смог стать основой новой системы моральных ценностей, необходимо развивать сознание того, что труд отдельного человека – это не только средство обеспечить его собственное существование, но и предпосылка проявления возможностей других людей, поскольку труд объективно имеет не «только утилитарную ценность, полезность для всего общества».
Недостаточная  заинтересованность в труде и неудовлетворительный уровень трудовой морали имеют своими причинами несомненно формы организации труда, в которых далеко не всегда происходит быстрое преодоление различий между функциями управленческими и исполнительскими (что несомненно благоприятно повлияло бы на рост  мотивации труда и на развитие новой трудовой морали). Однако в социалистических странах  существуют и объективные трудности в создании социалистической трудовой морали.
Относительно низкое развитие производительных сил не позволяет существеннее изменить содержание труда, что дало бы человеку возможность в большей степени воспринимать свою трудовую деятельность как проявление самовыражения в качестве свободной и творческой личности. А значит и воспринимать ее как свою потребность, а в случае невыполнения работы или выполнения работы несоответствующим образом чувствовать угрызения совести.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Социально-экономическая эффективность деятельности предприятий в значительной степени зависит от их внутриколлективной сплоченности, представляющей собой единство поведения членов коллектива, основанное на общности интересов, ценностей, норм поведения. Единство поведения означает слаженность действий членов коллектива при выполнении общих задач и реализации общеколлективных целей.
В основе типизации коллективов по уровню сплоченности лежит степень единства поведения, базирующаяся на общности интересов членов коллектива. Личные и коллективные, коллективные и общественные, общественные и личные интересы могут не совпадать и даже находиться в противоречии. Поэтому и коллективы могут иметь разную степень сплоченности.
Процесс сплочения трудового коллектива регулируется с помощью воздействия на факторы, обусловливающие уровень сплоченности. Следует различать общие и специфические, локальные факторы внутриколлективной сплоченности.