РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Социальное развитие общества и человека
 
Вся история развития общества сопровождалась выработкой различных концептуальных  подходов к категории “общество”. Практически все социальные, философские и экономические теории предлагают разнообразные  трактовки данного понятия. Например, так называемая “атомистическая” теория, рассматривает общество как совокупность действующих личностей или отношений между ними. “Все общество в конце концов можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно - со всем миром”. Социология. Основы общей теории. Учебник. - М., 1996, С. 102. Сторонники “сетевой” концепции считают, что “общество” вообще представляет собой взаимодействие индивидов и образуется из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей. В теориях “социальных групп” общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Существует группа определений категории “общество”, согласно которым это система социальных институтов и организаций, т.е. общество - это большая совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Есть и такие понимания, согласно которым общество рассматривается в широком и узком смысле слова. В широком смысле общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма отношений. Если рассматривать все социальные явления и процессы как системы, то наиболее общей и сложной системой является общество, а элементами данной системы являются люди.
 
Учитывая вышеизложенное, мы будем понимать под обществом совокупность индивидов, объединенных между собой процессами психического взаимодействия, образующими в ходе его социальные группы и институты
Человек одновременно является и мерилом развития общества во всех его ипостасях и одновременно созидающей силой, которая создает все необходимое для этого развития. Поэтому для характеристики социального развития общества нам необходимо рассмотреть понятия “личность” и “человек”, а также процесс формирования личности.
Человек - высшая ступень живых организмов на Земле. Понятия “человек” и “личность” относятся к одному объекту и часто в обыденной жизни употребляются в качестве синонимов. Однако между ними имеются существенные смысловые различия, корни которых уходят в глубины человеческой культуры. Вопрос о том каждый ли человек является личностью является одним из основных в социологии. Отметим, что человек - это понятие общее, представляющее собой биологическую категорию. В тоже время, человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. Как общество производит человека как человека, так и человек производит общество. Человек не только объект, но и субъект социального действия. Экономические, социальные, политические и идеологические отношения в каждом определенном обществе существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. Каждая данная система этих отношений определяет волю людей, которая, в свою очередь, направляется на создание новой системы общественных отношений.
 
Проблему взаимодействия человека и общества следует рассматривать с двух сторон. Во-первых, человек является носителем социальных отношений и его поведение детерминировано обществом и его институтами; во-вторых, человек как субъект общественных отношений должен рассматриваться в качестве активно действующего лица, способного изменять среду своего обитания.
Каждое общество ставит перед собой определенные социальные задачи и социальные цели. Решение этих задач и достижение поставленных целей зависит прежде всего от того, какие идеи (научные, обыденные, догматические, мифотворческие и т.д.) закладываются в основу конструирования и построения экономических, социальных и политических структур и механизмов управления и какие социально-значимые действия осуществляются в процессе практики.
Если существующая в обществе социальная практика приводит в конечном счете к нежелательным для него экономическим и социальным последствиям, то это означает, что она (социальная практика) вступила в противоречие с естественно-историческим ходом развития данного общества, а лежащие в ее основе идеи, используемые средства оказались неадекватными или несоотносимыми с требованиями объективных законов социального развития. В результате общество оказывается в состоянии упадка или застоя, вступает в стадию социально-политических потрясений. В обществе начинают действовать стихийные силы, намного превосходящие по своим разрушительным последствиям действия стихийных сил природы. Например, административно-командная система, сложившаяся в экономике бывшего СССР, деформировала всю систему социального управления. Социальное управление переместилось с горизонтали на вертикаль. Это означало, что оно стало строиться не по принципу распределения функций и взаимосвязи между ними (т.е. функций рабочего, инженера, министра), а по принципу социальной иерархии безличностных социальных структур. Вознаграждение за труд стало связываться не с трудоемкостью выполняемых функций, а с местом в иерархии указанных структур. Вследствие этого на первый план в оценке социальной деятельности человека были выдвинуты не качество и количество труда, а его место в социальной иерархии, составленной по степени доступа к различным благам. Социальная несправедливость и социальное неравенство не только не устранялись, а постоянно воспроизводились в силу преобладания безличностных социальных структур. Социальное развитие страны затормозилось, все системы общества постепенно приходили в упадок, и последовавшие в недавнем прошлом изменения, носящие чаще разрушительный, чем созидательный  характер не смогли до сих пор обеспечить адекватный потребностям населения уровень социально-экономического развития современного российского общества.