РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Социально–экономическая политика государства в регулировании социально-трудовых отношений
 
 
Социальная политика — это деятельность по преобразованию социальной сферы. Ее цель — реальное повышение материального и духовного уровня жизни народа, обеспечение надежных гарантий прав и свобод всех членов общества, реализация принципов социалистической справедливости, укрепление правовых и политических основ государства.
Цели социальной политики определяют экономическую стратегию, задают высшую цель экономической политики, с помощью которой организуется трудовая деятельность миллионов трудящихся, определяются цели и задачи развития народного хозяйства. Высшей целью экономической стратегии партии был и остается неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, всестороннее развитие человека, личности. По мере усиления социальной ориентации экономики высшая цель экономической политики наполняется новым содержанием, появляется возможность последовательно ориентировать развитие производства на решение социально-экономических задач, связанных с повышением уровня и дальнейшим развитием социалистического образа жизни. Происходит сближение экономической и социальной политики.
Непосредственной же целью экономической политики является повышение эффективности производства. Важнейшее средство этого повышения — совершенствование хозяйственного механизма как главного инструмента экономической политики. Но роль и значение хозяйственного механизма этим не ограничивается. Хозяйственный механизм влияет на социальную структуру общества, формирует систему норм социально-экономического и прежде всего трудового поведения работников.
Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними.    Предметом социально-трудовых отношений на индивидуальном уровне выступают определенные стороны трудовой жизни человека, содержание которых определяется  целями и задачами в данный период жизни. 
   Поэтому предметом  социально-трудовых отношений выступают трудовое самоопределение, профориентация, профобучение, особое значение имеет регулирование занятости, в том числе, найм – увольнение, социально-профессиональная адаптация, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда и его вознаграждение. На каждом этапе предметом социально-трудовых отношений может стать степень трудовой активности.             Следует сказать, что регулирование степени трудовой активности в рамках трудовых отношений имеет решающее значение на современном этапе.
    Предметом групповых (коллективных) социально-трудовых отношений может выступать кадровая политика: аттестация кадров, контроль  трудовой деятельности, организация и нормирование  труда, оценка эффективности труда,  трудовые конфликты и их развитие, а так же трудовая мотивация.
    Социально-экономические явления, определяющие предмет социально-трудовых отношений,  можно объединить в три относительно самостоятельных блока или направления: социально-трудовые отношения занятости, социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда, и социально-трудовые отношения по поводу вознаграждения за труд. С учетом этих направлений и представлена структура  научного отчета.
 
Для социально-трудовых отношений административно-командной  государственной системы дореформенного  периода   были характерны следующие особенности:
- основной принцип социальной политики государства -патернализм;
- жесткая централизация системы реализации социальных гарантий;
- бюджетный источник финансирования основных  мероприятий в рамках социально-трудовых отношений;
- обеспечение минимальной социальной защиты прав трудящихся;
- охват защитой значительных слоев населения.
 
    Переход к рыночной экономике вызывает изменения в экономическом и правовом положении субъектов социально-трудовых отношений, формирует их новые социально-ролевые функции, новое социально-трудовое поведение, новые способы и формы  согласования интересов.
    В зависимости от способов регулирования, методов разрешения проблем можно выделить типы социально-трудовых отношений. В основе этого деления  лежат принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов социально-трудовых отношений. Другими принципами формирования социально-трудовых отношений являются: солидарность и субсидиарность, равноправное партнерство, принцип господство-подчинение, конфликтное сотрудничество, дискриминация.
   В соответствии с этими принципами выделяют два основных типа социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство. Патернализм представляет такой тип социально-трудовых отношений, при котором  государство полностью регламентирует их. Патернализм как тип отношений может проявляться и на уровне предприятия. В определенных условиях такие отношения могут быть достаточно эффективными. В России же за длительный период существования таких отношений сформировался работник с пассивным трудовым поведением, низким уровнем притязаний к качеству жизни.
    В развитых странах преобладающим типом социально-трудовых отношений является социальное партнерство. Оно существует в форме двупартизма и трипартизма. Формирование социального партнерства в развитых странах стало результатом  перехода от социально-трудовых отношений типа «конфликтное соперничество» к типу «конфликтное сотрудничество». Особенностью формирования социального партнерства  в этих странах являются активные позиции  субъектов этих отношений в защите и реализации своих интересов. Для развитых стран характерны  сильные профсоюзы и их равенство по отношению к работодателям. В тоже время в последние годы профсоюзы потеряли значительное число своих членов. В России пока не созданы достаточные условия для  действия механизма социального партнерства.