РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Самоуправление в  трудовом коллективе
 
 
Существуют две формы управления трудовыми коллективами: администрирование, то есть руководство, осуществляемое лицами, занимающими руководящие должности, и самоуправление, то есть руководство со стороны самого коллектива, осуществляемое его коллективными органами. В практике трудовых коллективов  изолированно ни одна из названных форм не применяется. В соответствии с принципом демократического централизма деятельность администрации сочетается с самоуправлением.
Самоуправление народа является одним из принципиально новых положений современной концепции перестройки общественных отношений общества. Оно означает, что управление и власть существуют не только для трудящихся, но и через трудящихся, посредством самих трудящихся. Особенность самоуправления состоит в том, что самоуправленческие начала развиваются не вне, а внутри государственности, все глубже проникая во все структуры государственной и общественной жизни, обогащая содержание демократического централизма, укрепляя его природу.
Производственное самоуправление является частью самоуправления народа, демократии. Оно ориентированно на использование всех форм представительной и непосредственной, прямой  демократии.
В народном хозяйстве в течение десятилетий сложилась система участия трудящихся в управлении производством. Под участием трудящихся в управлении понимается вклад работников в принятие решений за пределами своих должностных обязанностей. Различают следующие виды участия в принимаемых решениях: позитивное предложение, возражение, простое согласование. Чаще всего использовалась такая форма, как согласование решений с их исполнителями.
Важной особенностью хозяйствования является то, что самоуправление осуществляется как через государственные органы, так и через разветвленную сеть политических и массовых общественных организаций и объединений.
Особенностью развития производственной демократии на современном этапе является расширение самоуправления трудовых коллективов на основе укрепления их экономической самостоятельности и материальной ответственности в системе отношений субъектов хозяйствования.
Действенной формой производственной демократии является коллективный договор, заключаемый между администрацией и профсоюзным комитетом от имени всех членов профсоюзной организации. Исполнение коллективного договора обязательно и для администрации, и для  рабочих, специалистов, служащих. Коллективный договор является выражением демократии.
Большие возможности самоуправления заложены в бригадных формах организации труда, где каждый может принимать непосредственное участие в управлении производством, в решении таких задач, как распределение работы, очередность ее выполнения, расстановка работников по сменам, определение очередности отпусков, распределение общебригадного заработка и других. Органом самоуправления здесь выступают либо совет бригады, либо собрание бригады.
В настоящее время на предприятиях в рамках их самостоятельности невозможно сколько-нибудь важную для коллектива проблему, которая бы единолично решалась одним административным руководителем, без предварительной выработки коллективного мнения.
Более демократический характер участию трудящихся в управлении производством придает демократизация процесса формирования руководящих кадров, развитие выборности и конкурсной системы замещения должностей руководителей.
Условием развития производственного самоуправления является гласность. Гласность рассматривается как исходный пункт психологической перестройки кадров, в том числе гласность в подборе и продвижении кадров.
Участие трудящихся в управлении не ограничивается участием в решениях на уровне предприятий, а распространяется на более высокие уровни: отрасль, регион, народное хозяйство. Оно становится более опосредованным и находит выражение в совместном принятии законодательных актов, в совместном практическом сотрудничестве хозяйственно-административных, государственных и профсоюзных органов.
Для оптимального сочетания администрирования и самоуправления следует исходить как из политических, так и из организационных требований руководства. К важнейшим в числе последних относятся принципы: дифференциации и фиксирования функций; персонализации ответственности; ответственности как за принятие, так и за непринятие решения; баланса полномочий и ответственности.
Дальнейшее развитие самоуправления трудовых коллективов связано с переходом на самофинансирование и самоокупаемость, когда уровень доходов работников находится в прямой зависимости от эффективности их работы. При этом организационно- правовой механизм реализации самоуправления все более основывается на экономическом механизме, заинтересовывая всех трудящихся в осуществлении своих хозяйственных полномочий.