РАЗДЕЛЫ САЙТА
 


 
Роль научной организации труда
 
В последние годы в нашей стране уделяется большее  внимание подбору, подготовке и повышению квалификации работников. В известной степени это диктуется формирующимися у нас рыночными отношениями. Постоянные изменения спроса и предложения товаров, услуг, да и самой рабочей силы требуют от нее большой подвижности, мобильности, в том числе профессиональной и квалификационной. В свою очередь, от качественного состава кадров на предприятии, в организации во многом будут зависеть и результаты их работы.
Одина из важнейших ролей научной организации труда на низовом уровне - организация рабочего места. Именно здесь реализуются все достижения науки и передового опыта, способствующие повышению эффективности трудовых затрат. Традиционно под рабочим местом понимается зона труда одного работника (или группы работников), оснащенная всем необходимым для выполнения определенных видов работ. Совершенно очевидно, однако, что на одной и той же пространственной зоне могут быть обеспечены возможности для работы разного числа работников - одного, двух или трех при соответственно одно-, двух-, трехсменном режиме работы. Трудоресурсный (как называет его проф Б.М.Генкин) аспект понятия рабочего места  приобретает особую актуальность в современных условиях, при решении острейших социально-экономических проблем предотвращения безработицы и обеспечения полной занятости.
 
Особую, притом не только экономическую, но и социальную, роль играет такой фактор организации труда, как улучшение его условий. В настоящее время примерно половина всех промышленных работников пользуется различными льготами и компенсациями за работу в тяжелых и вредных условиях. Таким образом, осуществление мероприятий по улучшению условий труда затрагивает жизненные интересы сохранения здоровья и высокой работоспособности многих миллионов трудящихся.
Одно из наиболее перспективных направлений совершенствования организации труда на низовом уровне - оптимизация трудового процесса на основе внедрения передовых приемов и методов труда. Данные многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о значительных различиях в эффективности применяемых способов выполнения одних и тех же (или аналогичных) трудовых операций, приемов, действий и движений. Так, в результате исследования, проведенного на трех московских заводах, выяснилось, что для выполнения относительно простого действия "взять" разным рабочим требовалось от двух до шести движений. Это соответственно отражалось на величине трудоемкости - продолжительности выполнения названного действия. Обучение передовым приемам и методам труда - не только важный элемент первоначальной профессиональной подготовки работника, но также одно из главных направлений повышения его квалификации.