РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Особенности нервной регуляции умственной работы
 
В принципе, под умственной работой понимается работа, связанная с приемом и переработкой информации и требующая напряжения сенсорного (воспринимающего) аппарата, а также внимания, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональных переживаний. При этом необходимость в физических движениях сведена до чрезвычайно малой величины.
Проблемами умственной работы являются характерные для большинства современных профессий ускоренный темп, увеличение объема и разнородности информации, дефицит времени на принятие решений. Все это приводит к эмоциональному перенапряжению и оказывается причиной возникновения стрессов и нервных заболеваний.
Так как умственная работа - это прежде всего деятельность головного мозга (точнее, только его коры), то физиология умственной работы - это физиология процессов, происходящих в головном мозге, а также физиология обеспечения деятельности мозга.
Рефлекторная деятельность головного мозга называется высшей нервной деятельностью (ВНД).
 
ВНД основана на функциях двух сигнальных систем. Сигналы в данном случае - это раздражители.
I сигнальная система. Основой первой системы являются анализаторы.
Раздражителями для первой системы является вся физическая информация, поступающая из внешней среды, кроме словесной. Вся жизнедеятельность животного мира основывается на первой сигнальной системе. Выделение человека из животного мира привело к появлению второй сигнальной системы - речи.
II сигнальная система - это высокосовершенная система сигнализации. Она основана на восприятии действий, представленных словами, через слух, зрение (при чтении) или проговариваемых про себя.
Вторая система дает возможность общаться людям между собой, мыслить, рассуждать, общаться с собой при помощи внутренней речи. Слова для человека стали "сигналом сигналов".
Вторая сигнальная система функционирует в связи с первой системой и на ее основе. При этом вторая система притормаживает активность первой.
Физиологическим проявлением существования двух сигнальных систем служит функциональная асимметрия головного мозга. Опыт показывает, что левое полушарие головного мозга человека отвечает за функционирование второй сигнальной системы, правое - за функционирование первой.
Физиологическое обеспечение деятельности головного мозга - не совсем простое занятие. Конечно, по большому счету, мозг, по сравнению с другими органами, требует лишь повышенного объема кислорода. Однако многозадачность и очень низкая выносливость мозга приводит к специфическим последствиям. Под этим понимается перераспределение активности мозга на иные задачи, не устанавливаемые сознанием. То есть мозг начинает требовать, чтобы происходило физиологическое обеспечение не только его самого, но и других органов. Эту ситуацию можно назвать как "сенсорный голод" или недостаток эмоциональных переживаний. В приложении к умственному труду эта ситуация часто приобретает характер специфического отрицательного состояния, называемого гиподинамией (состояние, вызванное постоянным нахождением в неподвижной позе, отсутствием движений). Самое плохое в этом состоянии то, что мозг начинает подстраивать организм под новые раздражители, то есть под отсутствие движений: мышцы теряют силу, внутренние секреции перестают давать гормоны. И потом самое обычное действие оказывается чревато, причем, тем более чревато, что мышцы изменяются быстрее, чем внутренние секреции. Так, на одном предприятии как-то решили провести производственные старты среди рядовых сотрудников. Со старта вперед изо всех сил рванула одна сотрудница, которая вспомнила, что по молодости была перворазрядницей по бегу. На финише у нее не выдержало сердце.
 
Мышление практически всегда сопровождается возникновением эмоций и чувств. Эмоции - первоначальное переживание человеком отношения к явлениям окружающей среды. Устойчивая форма эмоциональных переживаний - чувства. Если нет формирования эмоций и чувств, то не происходит стимулирования желез внутренней секреции, соответственно, отсутствуют внутренние раздражители, а у человека появляются заболевания на нервной почве. Основной сенсорный голод при умственной работе в этой связи, как правило, возникает из-за отсутствия физических движений.
Нужно добавить, что чересчур сильные эмоции отрицательно сказываются на сердечно-сосудистой системе.