РАЗДЕЛЫ САЙТА
 


 
Особенности нервной регуляции физической работы
 
Путь движения нервной реакции через систему нейронов в следующем виде:
 
Рецептор   -   афферентный   -   рефлекторный   -   эфферентный    –   орган
                        нервный путь       центр (мозг)           нервный путь        исполнения
 
Такой путь называется рефлекторной дугой, а процесс самой нервной реакции - рефлексом.
Рефлексы бывают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). Чем выше развита нервная система, тем большее количество условных рефлексов она может выработать.
В процессе трудовой деятельности природа рефлексов сказывается на формировании доминанты и динамического стереотипа.
Доминанта - акцентирование внимания на каком-то одном раздражителе. Понятие связано прежде всего с ориентировочным рефлексом (реакцией на новизну). Так, например, в соответствии с этим рефлексом человек реагирует на внезапно открывающуюся дверь. Но если дверь открывается очень часто, то человек перестает обращать на это внимание, в его мозгу открывающаяся дверь перестает регистрироваться как доминантный раздражитель.
Динамический стереотип - устойчивая сложная система условных рефлексов, которая образуется в результате многократного повторения условных раздражителей в заданной последовательности и через определенные промежутки времени. То есть динамический стереотип - своеобразная двигательная память, когда человек думает о чем-то о своем, а в это время "руки делают свое дело".
С динамическим стереотипом тесно связана проблема соотношения сознания и подсознания. В случае, когда ход мышления не осознается, говорят о работе подсознания (интуиции). Интуиция - хорошо неосознаваемая логика.
Проблему соотношения сознания и подсознания удобно показать на следующем примере. Есть люди, которым для того, чтобы что-либо написать грамотно, нужно постоянно вспоминать все правила правописания. В то же время есть люди, которые ни про какие правила не вспоминают, но пишут они грамотно. Первый тип людей пишет грамотно на сознательном уровне, а второй - на подсознательном. Есть и другие варианты различий сознательного и подсознательного уровня деятельности. Например, умение считать в уме: кому-то приходится для этого прибегать к специальным методам, а кто-то дает ответ раньше, чем сможет объяснить, как ответ был получен. Практически ситуция Моцарта и Сальери.
На самом деле можно утверждать - у каждого человека есть своя собственная интуиция к чему либо. Просто люди обычно обращают внимание лишь на уникальные виды интуитивного мышления.
Последнее в этой связи: вид интуиции определяется физиологией (порогом электрической возбудимости, типом и количеством гормонов), качество же любой интуиции зависит от опыта.