РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Организация работы по управлению производительностью труда на предприятии
 
Каждый цикл работы по повышению производительности включает ряд этапов, основные из них следующие:
1) осознание необходимости поддержки определенного уровня и устойчивых темпов роста производительности труда, проведение аудита в этой области;
2) формирование целей (задач), стратегии и тактики деятельности предприятия и его отдельных звеньев, ориентированных на результативность;
3) создание системы измерителей (показателей), помогающей ОС оценивать, моделировать, контролировать и улучшать показатели производительности, в том числе и многокритериальных;
4) разработка производительных мер улучшения, соответствующих избранной стратегии и тактики и подкрепленных соответствующими ресурсами, для чего используются различные методы планирования производительности труда;
5) составление программ производительности;
6) реализация программно-целевых мер, контроль за их исполнением, стимулирование достижения целей (результатов).
 
1. Работа по повышению производительности труда на предприятии начинается с осознания необходимости ее роста. Дело в том, что в условиях инфляции прибыль не является достаточно надежным показателем устойчивости фирмы в долговременной перспективе, если не сумеет реально (т.е. после инфляции) повысить ПТ. МФМИП позволяет разложить финансовый результат на две составляющие:
1) одна зависит от внедрения организационно-технологических  факторов, что и характеризуют показатели ПТ;
2) вторая зависит от рыночных условий (т.е. цен на продукцию, сырье, топливо и т.п.), и это может быть временной конъюнктурой.
МФМИП позволяет расщепить прибыль на две составляющие.
Но прежде, чем принимать какие-либо меры, надо оценить начальные (стартовые) условия, что и осуществляется путем проведения аудита в области производительности труда, известно из курса «Анализ и моделирование трудовых показателей».
 
2. На втором этапе необходимо дать ответ на вопрос, что из себя представляет конечный продукт данного звена (подразделения), предприятия. Здесь особое внимание уделяется выпуску продукции (услуг), ради которого предприятие существует. Осуществляется ревизия производимых изделий (работ), услуг, операций, используемых инструментов (оснастки), оборудования (машин) и ресурсов, применяемых измерительных процедур, анализируется взаимодействие между производителями и потребителями товаров (услуг). Затем уточняется цель создания тех или иных звеньев, а на последних этапах разрабатываются меры, делающие упор на эффективность их деятельности.
Основной задачей здесь является обеспечение соответствия целей с общими стратегическими установками развития предприятия и запросами потребителей: не производятся ли некоторые изделия или услуги в силу традиций,  привычек, сложившейся структуры кадров и т.п.? Здесь необходимо осветить взгляд на предназначение данного предприятия и его подразделений и возможные пути повышения производительности труда. В частности, здесь решается задача: на соотношении каких темпов изменения продукции и затрат будет осуществлен рост производительности?
Как известно, рост производительности труда и производительности произойдет при следующих соотношениях:
1) выпуск продукции увеличивается – затраты уменьшаются;
2) выпуск продукции увеличивается – затраты остаются неизмененными;
3) выпуск продукции растет – затраты возрастают, но более низкими темпами;
4) выпуск продукции остается неизменным – затраты сокращаются;
5) выпуск продукции сокращается – затраты сокращаются, но более быстрыми темпами.
Эти условия учитываются предприятиями при разработке программ повышения производительности труда. На первоначальном этапе реструктуризации отечественных предприятий вполне вероятен (доступен) для реализации пятый вид соотношения (выпуск продукции сокращается – затраты снижаются более ускоренными темпами), а на последующих этапах (в случае успешной реструктуризации) – 4-й, 3-й, 2-й, 1-й типы соотношений. Таким образом, целью данного этапа является перспектива достижения целей, стоящих перед предприятием и его подразделениями.
 
3. На третьем  этапе решается задача измерения производительности труда и производительности – это выделение результата (выпуска), затрат, выбор измерительной процедуры.
Меры, отражающие деятельность, вытекают из потребностей потребителя (заказчика, клиента). Ориентация на потребителя предполагает такое хозяйствование, которое положительно отвечает на два вопроса: снабжает ли данное предприятие, подразделение (или группа исполнителей) своих потребителей необходимыми товарами (услугами) и производятся ли они наилучшим образом? Как можно измерить выпуск и затраты и их эффективность?
Положительное решение этих вопросов сказывается на эффективности, как «цены» за достижение результата. Поскольку эффективность, в конечном счете, определяет прибыльность, то на практике это означает для руководителей развертывание усилий по минимизации затрат (издержек). Это – наиболее распространенный путь достижения эффективности.
В последнее время такой подход критикуется, особенно в странах в развитой рыночной экономикой. Считается, что фирма  высокими издержками производства и высоким качеством продукции может быть конкурентоспособной (например, фирма ИБМ), но мало перспективы у фирм с низкими издержками производства и таким же низким качеством продукции (товаров, услуг). Речь по существу идет о двух моделях создания конкурентоспособной продукции – за счет цены или за счет высокой потребительной стоимости (т.е. высокого качества продукции). Эти непростые проблемы выбора способа достижения конкурентоспособности продукции каждое предприятие решает самостоятельно, учитывая свое положение на рынках товаров (услуг) и труда, потенциальные возможности, обеспеченность ресурсами, возможность получения инвестиций и т.д. Причем возможен дифференцированный подход к отдельным видам продукции (услуг) или определенные комбинации, сочетания.
Конечным итогом, выходом на этом этапе является разработка системы показателей производительности и ее измерителей, которая способна оценивать, контролировать и улучшать показатели результативности. Гамма показателей может быть самой разнообразной. Например, в компании «Ханиуэлл» используются более 100 показателей
 
4.На четвертом этапе осуществляется планирование, определяющее, что должно быть сделано для повышения производительности (эффективности) и реализации поставленных целей (задач). Отличительной чертой нового подхода являются собственные целевые установки по достижению определенных темпов роста (уровня) производительности, основанные на анализе резервов роста производительности, возможностей их реализации в текущем периоде и на перспективу, самостоятельности в выборе методов (способов) планирования.
На этом этапе особое внимание уделяется созданию необходимых психологических, организационных и технических условий улучшения качества продукции и повышению производительности вообще и производительности труда, - в частности. Здесь применим отечественный опыт разработки планов оргтехмероприятий, но с учетом новых реалий. Как известно, увеличивающиеся возможности техники, технологии и материалов реализуются под воздействием организации труда, производства и управления и в сочетании с ними.
В современных условиях необходим уже системный подход к решению научно-технических, организационных, экономических и социальных задач путем взаимодействия людей с вещественными элементами труда и трудовых отношений между участниками совместной деятельности. При этом один и тот же результат можно получить при различных соотношениях живого и овеществленного труда.
В зависимости от пропорций живого труда и средств труда, применяемых в производстве,  возможны трудоемкий и капиталоемкий типы экономического развития. Взаимозаменяемость трудовых ресурсов (живой труд) и основных производственных фондов (овеществленный труд) дает возможность находить коэффициенты замещения живого и овеществленного  труда в целях приведения этих двух форм процесса труда к единой мере сопоставимости, определению суммарных затрат труда и выбора путей НТП на предприятиях.
 
5. На пятом этапе составляются программы повышения производительности труда, имеющие разные названия, содержание, объем, но это не обязательный элемент (см. тему 15).
6. Завершающим этапом является организация соответствующего учета, контроля (отделы и лица, осуществляющие эти функции), материального стимулирования достижения поставленных целей, роста производительности труда.
После завершения одного цикла начинается другой цикл, соответственно скорректированный на решение новых целей, задач.