РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Роль социально-психологического климата в сплочении коллектива
 
Психологический климат коллектива представляет собой эмоциональный настрой коллектива и отражает сложившиеся взаимоотношения между его членами. Психологический климат характеризует групповое настроение бригады, отдела, бюро. Психологический климат возникает в результате непосредственного межличностного общения работников в коллективе. Он связан с особенностями взаимоотношений по горизонтали (между коллегами) и по вертикали (между руководителями и подчиненными), взаимной ответственностью, требовательностью, сотрудничеством, взаимопомощью, соревнованием, доверием, интересом друг к другу, взаимной доброжелательностью, чуткостью и вниманием друг к другу.
В системе взаимоотношений по горизонтали выделяют три подсистемы: деловых, функциональных отношений; личных фоновых отношений, отражающих общий стиль взаимоотношений; личных избирательных отношений, основанных на личных симпатиях и антипатиях.
 
Признаками благоприятного психологического климата являются высокая требовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении различных сторон работы коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных; удовлетворенность каждого принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной и поведенческой включенности и взаимопомощи в случае возникновения различных трудностей производственного и бытового характера у коллег; принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов.
Для коллективов с благоприятным психологическим климатом характерны взаимное доверие между работниками, теплота межличностных отношений, предрасположенность к восприятию  советов и замечаний. В таких коллективах возникает позитивное отношение к работе. Благоприятный, оптимальный психологический климат предрасполагает к восприятию и осознанию работниками общеколлективных целей и интересов; к возникновению и осуществлению новых идей, методов работы, к инициативному преодолению возникающих трудностей. В коллективах с неблагоприятным психологическим климатом наблюдаются полярные проявления названных качеств группового настроения и отношения к работе.
В трудовых коллективах следует активно использовать социально-психологические механизмы формирования психологического климата, к которым относятся убеждение, психическое заражение, внушение. Убеждение основывается на логических доказательствах и предполагает осознанное отношение работников к воспринимаемой информации. Психическое заражение — это одновременное сопереживание работниками общего психологического состояния и невольная подверженность ему каждого члена коллектива. Внушение характеризуется односторонним психическим заражением при обращении прежде всего к чувствам людей.
 
Психологическим фактором сплочения коллектива является совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.
Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая. Психофизиологическая совместимость связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников, с равным уровнем развития таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление. Психологическая совместимость предполагает оптимальное сочетание личностных психологических свойств: черт характера, темперамента, способностей. Например, как показало конкретное обследование, психологическая совместимость оказывается значимым фактором эффективности и надежности работы водителей-напарников, поочередно управляющих автомобилем в автомобильных рейсах на дальние расстояния. В течение многих суток они находятся рядом в кабине автомашины или в комнате гостиницы. Психологическая совместимость водителей в этих условиях обеспечивается такими их личностными качествами, как предприимчивость, самостоятельность, решительность. Для несовместимых работников присущи противоположные свойства.
Несовместимость приводит к нарушениям делового общения, к непониманию, неприемлемости и в конечном счете к рассогласованию деятельности. Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов — к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам. Эмпирическим показателем совместимости при этом может служить обоюдное желание работать в одной бригаде. Психологическая совместимость в коллективах обеспечивается правильным подбором и расстановкой кадров. Степень психологической совместимости может быть повышена в результате социальных тренировок — социально-психологического тренинга.
Другим психологическим фактором внутриколлективной сплоченности является действенная групповая эмоциональная идентификация. "Этот термин принят в социальной психологии. Действенная групповая эмоциональная идентификация проявляется в эмпатии, т. е. в умении членов коллектива проникнуться состоянием другого человека, в сочувствии, сопереживании, эмоциональной теплоте, в участии членов коллектива в производственных, семейных, бытовых делах друг друга. Развитость в коллективе этих качеств обеспечивает его членам психологическую защищенность, когда работники знают, что в любых сложных трудовых и жизненных ситуациях они получат понимание и поддержку своих товарищей по труду.
 
Единство действий членов коллектива зависит от личностных качеств руководителя. Личностные особенности руководителя проявляются в его организаторских способностях, в умении работать с людьми. Руководители первичных коллективов, которые три четверти своего рабочего времени тратят на межличностные контакты, должны обладать коммуникабельностью, приветливостью и в то же время твердостью, требовательностью, принципиальностью.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Важнейшей предпосылкой действенности механизма социального контроля является существование общественного мнения. Общественное мнение как проявление общественного сознания выражается в оценках, рекомендациях, требованиях, суждениях, критических предложениях коллективов или работников.
Социальные нормы, являясь правилами трудового поведения работников, отличаются от экономических и технологических норм. Они регулируют сферу взаимодействия работника с обществом, социальной организацией и другими работниками, регламентируют акты общения работников, протекающие в сфере труда. Эти нормы предписывают работнику должные и допустимые поступки в сфере труда.
Поведение каждого человека в процессе труда как общественном прогрессе регулируются социальными нормами. Поскольку труд – это организованный общественный прогресс, а организованность включает в себя и поведение  с определенными правилами, а также моральными нормами.