РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Особенности измерения производительности труда в сфере услуг
 
 
Сфера услуг занимает все более доминирующее положение в развитых  капиталистических странах, как по численности занятых, так и по объему продукции. В США, например, семь из 10 работников занято в сфере услуг. И доля занятых в этой сфере, имеет тенденцию к росту.
Если современное капиталистическое хозяйство стало больше производить и потреблять услуги, то как это сказывается ан формах и методах управления? Для ответа на этот вопрос, необходимо более подробно рассмотреть, что из себя представляет сфера услуг. Как любая часть экономики сфера услуг, постоянно изменяется. В США, например, наиболее успешно развиваются такие отрасли, как здравоохранение, образование, финансы, страхование. Наибольший удельный вес занятых приходится на торговлю (оптовую и розничную) – 20 %, на здравоохранение и образование – 14 %, финансы и страхование – 14,3 %, управление – 12 %.
 
Все услуги делятся на две группы: услуги производительного характера (аналогичные средствам производства и поэтому в дальнейшем будем называть А-услугами) и услуги потребительского характера (аналогичные предметам потребления и поэтому в дальнейшем будем называть их Б-услуги).
Рассмотрим услуги под углом возможности и необходимости их измерения. Анализ показывает, что в первую очередь развиваются А-услуги. Причем в значительной степени рост их объемов происходит за счет изменения структуры производственного процесса, т.е. организационного выделения из общего процесса производства материальных благ отдельных фаз, функций в самостоятельно организованное предприятие. Например, если научные исследования производятся самой фирмой, то затраты на них войдут в издержки производства, отразятся в цене и в конечном счете – в объеме производства сферы материального производства. Но если фирма прибегает к услугам консультативной фирмы, то объем научных исследований окажется представленным в виде услуг данной фирме. Статистика при этом отметит рост услуг, хотя реального изменения в объеме производимых услуг не происходит. Имеется и другая тенденция, которая не улавливается действующей статистикой. В любой профессии, в любом виде деятельности возрастает удельный вес операций, не связанных с непосредственным воздействием на материальный продукт, т.е. значение «услуговых» видов деятельности выше, чем это следует из структуры занятых или структуры совокупного продукта. Например, рабочий-сборщик за контрольной панелью, наблюдающий работу полностью автоматизированного робота, мало, чем отличается от оператора за пультом большого компьютера. Однако, первого относят к производственным рабочим, а второго – к занятым обработкой информации.
 
Отличительной особенностью сферы услуг является высокий объем трудовых затрат, непосредственно связанных с обслуживанием клиентов, требующих прямого контакта с ними. Эти операции трудно поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда. Необходимость приближения к потребителям предопределяет распространенность малых предприятий, где широко распространено совмещение функций. Основной целью управления ПТ на таких предприятиях является поиск и реализация резервов роста ПТ при обеспечении высокого качества обслуживания. Комбинируя различные показатели ПТ и качества, можно получить обширную систему показателей для конкретных условий работы.
С точки зрения измерения ПТ услуги могут быть классифицированы следующим образом:
1) услуги, которые носят массовый рыночный характер, с легко идентифицированными единицами выпуска и простым способом денежной оценки (транспорт, автосервис, отели и т.п.). В этом случае процедура измерения ПТ аналогична той, что и для материального производства;
2) услуги, для которых конечный результата плохо идентифицируется (образование, здравоохранение, правительственные услуги). Здесь пока нет убедительных измерительных процедур и только прощупываются некоторые подходы;
3) услуги, для которых ПТ в общепринятом экономическом смысле рассчитываться не должен (например, для артистов и др.).