РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Производительность белых воротничков
 
На предприятиях развитых стран в последние 20 – 25 лет активно занимаются измерением производительности труда «белых воротничков». Это обусловлено рядом причин:
1. Резко увеличилась доля этой категории в общей численности занятых. Для многих форм расходы на оплату рабочей силы, не связанные с непосредственным воздействием на материальный продукт, становится преобладающими. Естественно, что нельзя бесконечно нести огромные расходы.
2. Расширение сферы услуговых видов деятельности связано со сдвигами в экономике, в первую очередь с автоматизацией производства, что увеличивало объем деятельности по обработке информации. На многих промышленных компаниях (ИБМ, Хонивел) к середине 70-х годов доля работников, непосредственно воздействующих на продукт, составило менее 1/3 всех занятых.
3. Обострилась конкуренция со стороны новых индустриальных стран юго-восточной Азии, в первую очередь в силу того, что «голубые воротнички» высокоразвитых стран не могут конкурировать с молодыми,  низкооплачиваемыми рабочими еще недавно слабо развитых стран. Единственный выход у развитых стран – рассчитывать на производительность труда их главного ресурса – людей, в которых вложено много лет обучения. Далеко за пределами XX века конкурентная борьба будет выигрывать производительность труда «белых воротничков».
4. Прямо или косвенно «белые воротнички» влияют на показатели, характеризующие достижения рыночных целей: удельный вес продукции высокотехнологических отраслей (ВТО), технологическая оценка производимых продуктов и процессов, затраты времени на выход новой продукции на рынок.
 
В силу указанных причин усилия теоретиков и практиков сконцентрировались на организации и стимулировании производительность труда «белых воротничков». Наиболее сложными оказались измерительные проблемы. Прежде всего, необходимо определиться с понятием «белые воротнички». Кто они такие? Какие профессии, должности относятся к ним? Численно и по удельному весу «белые воротнички» преобладают в сфере услуг. Повышается удельный вес их в ВТО (электроника, скоростной транспорт, производство новых материалов и др.). Сам термин «белые воротнички» имеет различные толкование (высококвалифицированные, непроизводственные, обслуживающие работников, работники умственного труда, косвенный труд и др.). Отсюда видно важность классификации персонала «белые воротнички».
Один из вариантов классификации «белых воротничков» в США выделяет в их структуре четыре группы:
1) клерки (секретари, учетчики);
2) продавцы;
3) профессионалы и техники (инженеры, юристы, врачи);
4) управляющие и администраторы. Их доля в общей численности «белых воротничков» составляет 36,12, 31,21 %, а в общем ФЗП – соответственно – 25,11,37,27 %. Стратегическая важность 1-й группы – низкая, 2-й группы – средняя, 3-й и 4-й группы – высокая.
 
«Белые воротнички» довольно разнородны по выполняемым функциям, но имеется и общее свойство: сильная зависимость от окружающих работников, работа отличается разнообразием, затраты труда являются косвенными по отношению к созданию материального продукта, но высокими (70 % всей заработной платы). При оценке такого труда трудно выявить, что является результатом.
Необходимость разработки методология измерения производительность труда «белых воротничков» стала критической, ибо высокоразвитые страны (например, США) двинулись к экономике с информационной базой скорее, чем с промышленной. Наиболее распространенный подход к оценке эффективности – снижение издержек,  накладных расходов. Но в условиях повышающегося спроса на продукцию с высокой потребительной стоимостью он не является достаточно точным измерителем.