РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Профессиональное обучение работников
 
Если профотбор ориентирован на подготовку количества высококачественных работников для производства, то профессиональное обучение ориентировано на подготовку высокого качества некоторого количества работников.
Прежде всего остановимся на понятии обучения. Образовательный процесс представляет собой специфическую человеческую деятельность, которая сама по себе не имеет особого личностного смысла и, тем более, общественного значения, если не предполагает дальнейшей реализации полученных знаний в практической деятельности. То есть формула "век живи - век учись" хороша для воспитательных целей, на деле же сложно представить себе, что кто-то будет иметь трудовой стаж из 40 лет студенчества. Обучение превращается в трудовую деятельность только тогда, когда начинает носить общественный характер. Но у обучения есть немаловажная особенность перед другими видами деятельности (которые также не всегда превращаются в труд, например, вождение автомобиля). С необходимостью учебы сталкивается каждый человек при получении общего и профессионального образования. В этом проявляется глобальный и всеобщий характер процессов обучения в человеческом обществе.
 
Вопрос профессионального отбора при обучении является чрезвычайно принципиальным. Принципиальность выражается в том, что пригодность к профессии и пригодность к обучению (для той же профессии), как показывает практика, зачастую не совпадают и требуют научно обоснованного различения.
Конечно, неспособность освоить профессиональные знания (т.е. непригодность к обучению) является показателем непригодности к профессии. Однако гарантировать безошибочность оценки степени освоения профессиональных знаний в ходе обучения можно лишь для специфических профессий, например, для тех же водителей, то есть там, где обучение непосредственно связано с элементами профессиональной деятельности. А ведь в то же время существует очень много профессий, обучение для которых строится преимущественно на изучении теории, или тех профессий, где до практической деятельности (в полном объеме) не всегда решаются подпускать даже уже имеющих некоторый опыт работы. Другими словами, происходит неустранимый отрыв обучения от практической деятельности. Такое свойственно прежде всего для профессий высшей квалификации, то есть требующих высшего образования. В этом случае возникает соответственная проблема: считать ли отбор на подобное обучение отбором и к профессиональной деятельности?
Учитывая современное понимание этапности профотбора, следует сказать: да, такой отбор будет являться профессиональным. Просто он будет носить в некоторой степени характер предварительного.
Можно подойти к тому же выводу (профессиональное обучение - форма профессионального отбора) и иным способом.
 
Обучение представляет собой специфический вид труда. Специфика данного вида труда заключается в том, что учеба - это "нормальный" трудовой акт, только с правом обучаемого на ошибку. Последнее обстоятельство позволяет оценивать процесс обучения с двух сторон: с одной стороны - через встречающиеся в обучении элементы каких-то видов труда,с другой - через динамику ошибочности выполнения этих элементов. Другими словами, в первом случае учитывается результативность действий (обученность), во втором - рост результативности действий в процессе обучения (обучаемость). Без учета этих двух сторон никакой учебный процесс успешно не построить.
Исходя из двойственности сущности обучения и отбор людей для него может осуществляться двояко: отбор по обученности (через оценку некой базы знаний и навыков) и отбор по обучаемости (через оценку способности в принципе усваивать новые знания). Первый вариант реализуется через решение задач, поставленных перед учащимся. Второе почти нефиксируемо, поскольку показатели обучаемости всегда предельно индивидуализированы, а кроме того, для ее фиксации обязательно требуется внешнее проявление уже приобретенных знаний, что существенно искажает картину (проблема диагностики знаний будет затронута ниже). Выходом, хотя и относительным, из этого тупика является проверка уровня и характера обученности в конце обучения, поскольку все учащиеся за период учебы, несмотря на индивидуализированные показатели обучаемости, должны накопить некоторый общий (одинаковый) объем новых знаний и навыков. Таким образом, обучение не только требует отбора для себя, но и само становится некой формой отбора, разделяя учащихся в конце: 1) на освоивших курс; 2) освоивших не в полной мере; 3) не освоивших.
Чтобы определить уровень обученности или уровень обучаемости, можно применять множество методов с множеством показателей, однако есть универсальный показатель - оценки. Вместе с появлением оценок возникла новая проблема отбора людей для обучения - насколько успеваемость может служить критерием пригодности к учебе?
 
Практика показывает, что оценки не могут свидетельствовать об общей одаренности. Здесь достаточно в подтверждение привести примеры знаменитостей: Эдисона исключили из школы с диагнозом "слабоумный", двойку по химии в гимназии имел Менделеев, плачевная успеваемость была у Эйнштейна. Аналогичная картина наблюдается не только для школ, но и для высших учебных заведений: оценки, полученные здесь, особенно на первых курсах, являются весьма ненадежным показателем задатков к творческой научной деятельности.
Объяснение видится в том, что преподаватели оценивают знания, корректируя их не на познавательные способности, а на мотивацию обучащихся. Оценка успеваемости выполняет не диагностическую, а, в основном, мотивационную функцию. У способных учеников возможна еще одна причина снижения успеваемости. Они не очень любят заучивать то, что, с их точки зрения, хорошо известно другим и не требует творческого подхода. Для них обучение адресуется не столько к интеллекту и сообразительности, сколько к памяти. Есть и еще одно возможное объяснение. Многие талантливые люди отличаются тем, что дают решение даже волнующих их проблем не сразу, а спустя какое-то время. Творческие способности напрямую связаны с "инкубирующим" мышлением, т.е. длительным "высиживанием" творческой идеи. Отсюда некоторая умственная медлительность, которая вредит успешности обучения - преподаватели с трудом переносят подобную заторможенность.
 
Современные исследования ставят под сомнение объективность оценок и в отношении фиксации знаний. Вид учебного задания оказывается для успеваемости важнее, чем вид предмета. Проверка знаний требует от учащегося не только знаний, но и специфических способностей. Например, на экзамене важнее возможности оперативной памяти, при классной работе - возможности понятийного и наглядно-образного мышления. Кроме того, следует учитывать, что экзамен
- не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса, в условиях напряжения всего организма, особенно сердечно-сосудистой системы. Недостаток же стрессоустойчивости приводит к психическим и физическим нарушениям, даже если результаты экзамена оказались благополучными.
Стрессоустойчивость значительно повышается при занятиях физкультурой.
Последнее. Важно знать, что обучение тренирует мозг точно также, как занятия физкультурой тренируют мышцы и жизнеобеспечивающие системы. Это подтверждает следующий пример. В одной иностранной фирме пришел новый управляющий, который сразу обнаружил, что уровень продуктивности специалистов в фирме очень низок. Вместо того, чтобы заменять людей, он решил их изменить. Он предложил всем специалистам изучить иностранный язык - суахили. Этот язык совершенно не был нужен для деятельности фирмы, не было потребности в нем и у людей, но управляющий пообещал солидное прибавление к зарплате тем, кто суахили выучит. Люди согласились. Были наняты преподаватели, организованы курсы, экзамены... А в итоге значительно увеличилась производительность умственного труда. Расчет управляющего оправдался.