РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Подбор и расстановка руководителей
 
 
Политика подбора и расстановки руководителей основывается на ленинских принципах работы с кадрами. К ним относятся: обеспечение преемственности руководства и сочетание опытных работников с молодыми; подбор кадров в соответствии с их деловыми, политическими и личными качествами; сочетание доверия к руководящим кадрам с проверкой исполнения ими принятых решений.
Выборность повышает активность работников и их заинтересованность в эффективной работе. Выборность является действенным средством развития контроля «снизу». В условиях выборности усиливается зависимость руководителя от трудовых коллективов.
Выборность руководителей  является эффективным способом борьбы с бюрократизмом и протекционизмом, когда на должности руководителей назначались по родственным, приятельским признакам лица, удобные для вышестоящего руководства.
Сущностными признаками выборности выступают: получение руководителем полномочий «снизу» — от тех, кем он будет руководить; предоставление полномочий на пятилетний срок; подотчетность руководителя коллективу, который его избрал; освобождение руководителя от его полномочий трудовым коллективом.
В первую очередь выборность применяется на вакантные должности руководителей предприятий, структурных единиц объединений, производств, цехов, отделений, участков, ферм и звеньев, а также мастеров и бригадиров. Выборность вводится взамен распространенного ранее подбора руководителей по анкетным данным и назначения их вышестоящей организацией без учета мнения коллектива.
Выборность целесообразно осуществлять, как правило, на конкурсной основе. Предварительный конкурс обеспечивает большую объективность в определении профессиональной пригодности работников к руководящей работе.
 
Оценка профессиональной пригодности предусматривает предварительную разработку профессиограмм руководителей различных уровней, выступающих их профессионально-квалификационной моделью. Основу профессиограммы руководителя любого уровня составляют четыре группы качеств: деловые; морально-политические; организаторские способности; личностные особенности.
Деловые качества включают компетентность, предприимчивость, экономическое мышление, знание основ науки управления.
Высокий профессионализм руководителя, т. е. компетентность в соответствующей сфере деятельности, как свойство, противоположное дилетантизму, позволяет ему принимать научно обоснованные решения и, что особенно важно, предвидеть последствия их реализации. Профессионализм руководителя зависит от его образования, опыта работы, стремления к постоянному расширению своих знаний, регулярного изучения передового опыта. Руководитель должен хорошо разбираться в технологии, экономике, организации производства и в социальных процессах вверенного ему подразделения.
В себя организаторское чутье, контактность, психологический такт, эмоционально-волевую Бездейственность, умение найти индивидуальный подход к каждому работнику. Организаторское чутье руководителя проявляется в умении постигать внутренний мир другого человека, уметь заинтересовать или заставить работать подчиненных. Психологический такт предполагает умение найти общий язык с каждым членом коллектива. Умение руководителя заражать и заряжать своей энергией окружающих характеризует степень эмоционально-волевой воздейственности.
 
Руководитель должен обладать такими личностными особенностями, такими чертами характера, как энергичность, инициативность, решительность, требовательность, оптимизм, самостоятельность, способность к риску. При административно-командном управлении главной особенностью трудового общения между руководителями различных уровней и рядовыми работниками было стремление выполнить распоряжения и задания вышестоящих лиц. Наиболее ценимыми в этой ситуации были такие личностные качества, как исполнительность, дисциплинированность. Переход к экономическим методам управления сделал наиболее ценимыми и необходимыми такие качества руководителя, как инициативность, активность, чувство нового, готовность к риску.
Важным личностным свойством руководителя является его высокая работоспособность, интеллектуальная и эмоционально-волевая стрессоустойчивость. Интеллектуальная стрессоустойчивость означает, что необходимость овладевать новыми знаниями не угнетает, а активизирует стремление к ним. Эмоционально-волевая стрессоустойчивость характеризует способность личности принимать компетентные решения в условиях дефицита времени, неполной информации, деловых противоречий и личностных конфликтов.
 
Отличительной особенностью современного руководителя должна стать интеллигентность, высокая общая и внутренняя культура, гражданственность, широкий круг интересов. Наличие у руководителя указанных профессионально значимых качеств обеспечивает ему авторитет.
Авторитет руководителя слагается из двух компонентов: авторитета должности и авторитета личности. Сама по себе должность руководителя еще не делает авторитетным занимающего ее человека. Сила личного авторитета руководителя — в убежденности подчиненных, что благодаря своим деловым и личностным качествам он имеет моральное право распоряжаться действиями других людей.
Набор всех перечисленных свойств образует модель руководителя. Модели руководителей разрабатываются для того, чтобы ориентироваться на них при подборе наиболее достойных кандидатур и при оценке их деятельности.
 
При подборе кандидатур для выборов на руководящие должности в трудовых коллективах следует исходить прежде всего из списков резерва на выдвижение, составляемых в подразделениях. На предприятиях и в организациях накоплен разнообразный опыт работы с резервом.
Для оценки деятельности ряда категорий руководящих работников, чаще всего мастеров, на предприятиях проводится аттестация, которая представляет собой процедуру установления квалификации и определения на основании проделанной человеком работы соответствия его конкретной должности. Аттестация преследует две цели: дать рекомендации по дальнейшему использованию работника в коллективе, а также указать аттестуемому на недостатки в работе и наметить пути их устранения. При проведении аттестации привлекаются данные о работе руководителя — выполнение плановых показателей руководимым подразделением, а также мнения, экспертные оценки качеств руководителя_
Возможны различные технологии выборов в зависимости от уровня руководства. В любом случае процедуры выборов должны опираться на соответствующую нормативную базу. Поэтому на предприятии (в объединении) следует разрабатывать положения о выборах и утверждать их советом трудового коллектива. В них устанавливается порядок проведения выборов, определяется, кто может выдвигать претендентов, какие требования к ним предъявляются, каковы сроки подачи необходимых документов, кто может принять участие в выборах и т. д.
Следует исходить из конкурсной основы выборности, когда непосредственно выборам предшествует отбор кандидатов, осуществляемый специально создаваемой конкурсной комиссией. Положительный опыт использования демократической системы конкурсного подбора руководителей накоплен на ряде предприятий страны.
Могут применяться и другие демократические процедуры при подборе кадров и определении их профессиональной пригодности. Вместо конкурса рефератов возможно определение профессиональной пригодности с помощью специально разработанной системы психологических тестов, позволяющих диагностировать уровень развития способностей к руководящей деятельности.