РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Отраслевое регулирование доходов
 
 
Основным методом регулирования доходов  в  отраслях является социальное партнерство. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений  находит отражение в отраслевых тарифных соглашениях, в которых оговариваются все важнейшие вопросы, выплаты и гарантии в области оплаты труда и трудовых отношений, порядок индексации доходов и др. В них минимальная тарифная ставка не может быть ниже установленного государством минимального размера оплаты труда. Конкретный размер дифференциации зависит от финансовых результатов.
 
Можно выделить три группы отраслей по степени самостоятельности регулирования оплаты труда:
1) отрасли бюджетной сферы и государственных служащих,  где регулирование осуществляется государством и возможности маневрирования ограничены;
2) отрасли, где регулирование достаточно жестко осуществляется министерством (например, МПС), а значит, сужаются возможности регулирования заработной платой и доходами;
3) отрасли, где сосредоточены преимущественно коммерческие организации (например, кредитование, финансирование, страхование), акционерные общества, частные предприятия, где самые широкие возможности самостоятельного регулирования заработной платы и  доходов работников.
 
Особенности регулирования в отраслевом разрезе зависят от многих причин, но главные из них следующие - форма собственности, особенности отрасли и условий труда; масштаб производства, монополизм, давление рынка труда и товаров, активность профсоюзов, экономические возможности и др.
В бюджетной сфере, как уже отмечалось в лекции 9, осуществляется прямое регулирование государством оплаты труда на основе установления тарифной ставки 1 разряда, обязательности использования Единой тарифной сетки (ЕТС), надбавок к тарифным ставкам I-VI  разрядов.
Бюджетная сфера охватывает такие отрасли как образование, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание. Введение ЕТС предусматривало единые межотраслевые (межпрофессиональные) принципы организации заработной платы, суть которых состоит в равной оплате за равносложный труд независимо от места его приложения, в социальных гарантиях оплаты в размере тарифной ставки (оклада) соответствующего разряда за выполнение  нормы труда, соблюдение ее количественных и качественных параметров.
ЕТС представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы. Каждая группа работников (от рабочих до директора) занимает в ЕТС соответствующий диапазон разрядов. Например, профессии рабочих тарифицируются с I по VIII  разряды, технические исполнители по отраслевым должностям служащих - с II по  V разряды, специалисты - с IV по  XI разряды, руководители - с  XI по XIII разряды.
В ЕТС предусматривалось более высокое межразрядное соотношение в нижних разрядах, чем в высших разрядах, в целях социальной защиты низкооплачиваемых работников. В тех же целях вводилась ЕТС, чтобы защитить бюджеты отрасли в части их заработков, так как возможности зарабатывания здесь средств ограничены по сравнению с другими отраслями.
Дифференциация ставок оплаты по разрядам осуществляется в ЕТС только по признаку сложности выполняемых работ (должностные обязанности) и с учетом квалификации работников. Учет в заработной плате других факторов ее дифференциации (условий, тяжести, напряженности труда, значимости сфер его приложения, результатов труда) осуществляется посредством других элементов организации оплаты труда. Низкий уровень тарифной ставки первого разряда (132 тыс. руб.) приводит к тому, что государство, гарантируя минимум заработной платы по всей территории РФ, не доплачивает только по тарифным ставкам (окладам) в расчете на месяц от 188 (VII разряд) до 685 тыс. руб. (XVIII разряд), а с учетом других доплат и выплат эти суммы удваиваются. В результате бюджетные отрасли с преобладанием высоко квалифицированного труда занимают последние места по уровню заработной платы (за исключением сельского хозяйства). Такое регулирование нельзя признать удовлетворительным.
Как уже отмечалось регулирование оплаты  труда в небюджетных отраслях осуществляют соответствующие министерства (ведомства), секреты которого редко освещаются.  Такое положение характеризует неразвитость рынка труда в России, ибо отсутствие достоверной информации о заработках по различным признакам не позволяет в свою очередь предприятиям правильно строить фирменную политику заработной платы.
 
Централизованное регулирование оплаты труда работников железных дорог, социальных выплат и т. п. осуществляет Министерство путей сообщения. Здесь в централизованном порядке разрабатываются и затем “спускаются” до первичных структур тарифные ставки и сетки, система доплат и выплат (за классность, районные коэффициенты, стаж работы, по итогам года  и другие), рекомендации по применению  отдельных форм и систем оплаты труда, размер и дифференциация социальных выплат и льгот и т. д. Отчасти это связано со спецификой производства и труда (единый график движения поездов, большая территориальная протяженность), отчасти это сложившаяся традиция.
Социальное партнерство неоднозначно складывается в отдельных отраслях. Отраслевые тарифные соглашения в основном отражают вопросы минимального уровня тарифных ставок, основных социальных выплат, режима труда и отдыха, дополнительных отпусков, труда женщин, возмещение вреда. Оговариваются представление дополнительно оплачиваемого отпуска в случаях рождения ребенка, свадьбы собственной или детей, смерти супругов (членов семьи). Находят отражение и вопросы по обеспечению жильем, социального страхования и обеспечения.
В отраслевых тарифных соглашениях уделяется внимание обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, обучению и аттестации должностных лиц и специалистов на знание норм охраны труда, разработке и реализации отраслевых программ по улучшению условий и охраны труда. Подобные вопросы характерны для соглашений, заключенными  профсоюзами работников железнодорожников и транспортных строителей, жилищно-коммунального строительства, здравоохранения.
В то же время в отраслевых тарифных соглашениях плохо учитывается бюджет прожиточного минимума. В них выделяются размеры минимальной тарифной ставки. Но хуже обосновывается и плохо учитывается дифференциация в оплате труда по всем профессионально-квалификационным группам. Не всегда отражаются пределы высвобождения работников, неполного рабочего времени.