РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Основы профессиональной ориентации: историческая справка, содержание, принципы, этапы
 
 
Профессиональная ориентация выступает как общая  идеология непрерывного управления карьерой  сотрудника на основе его способностей, призванная постоянно готовить сотрудника к  меняющимся  условиям жизни и профессиональной деятельности. 
Основные задачи в области профориентации, решаемые в современных условиях, сводятся к проведению: во-первых, учебной ориентации, т.е. оказание помощи трудоспособному гражданину в выборе видов и форм профессиональной подготовки, в преодолении им сложностей в процессе профессионального обучения; во-вторых, профессионального информирования, т.е. оказание помощи трудоспособному гражданину в выборе профессии, соответствующей его интересам и способностям; в-третьих, психологической поддержки, т.е. оказание помощи в решении личных и социальных проблем; в-четвертых, переориентации, т.е. оказание помощи трудоспособному  человеку в выборе программы профессиональной переподготовки с учетом его профессионального опыта, стажа работы, состояния здоровья, профессиональных интересов и способностей.
Профориентация - это  сложное и многоплановое  явление,  в котором сочетаются экономические процессы с социальными,  образовательные - с психологическими, медицинские - с биологическими.
Профессиональная ориентация может быть эффективной лишь тогда, когда ее организация отвечает целому ряду требований, важнейшими из которых являются, во-первых, свободный выбор профессии в соответствии с профессиональным признанием, способностями, профессиональной подготовкой,  образованием и с учетом рыночной потребности в рабочей силе. Во-вторых, комплексность, предполагающая учет и оценку социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических аспектов профориентации. В-третьих, дифференцированность, предполагающая реализацию профориентационных мероприятий с учетом возрастных и других личностных особенностей профориентируемых.  В-четвертых, системность, утверждающая, что эффективность профориентации в значительной мере зависит от способов связи профориентационных воздействий, чем от уровня развития каждого из них. В-пятых, гибкость, предусматривающая направленность профориентационных воздействий не на отдельные профессии, а на комплекс профессий, которые близки по общности и преемственности технологических процессов, орудий и продуктов труда, а следовательно, предъявляют сходные требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке человека, его способностям и мотивам к деятельности. И, наконец, непрерывность, предусматривающая длительность и многоэтапность  профориентационных  воздействий на трудоспособного человека.
Профориентация как социально-экономический процесс состоит из нескольких взаимосвязанных этапов . В количественном аспекте этапы у разных авторов колеблются от 2 до 11.  Наиболее распространенной  классификацией этапов профориентационной работы, сложившейся в 60-70-тые годы является структура, в которой выделяют:  профессиональную информацию, профессиональную консультацию,  профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - это комплекс мероприятий, целью которого явлется формирование у трудоспособногое населения (прежде всего молодежи) полного представления о мире труда и профессий, воспитание интереса к определенному виду труда или профессии. Основные принципы профинформации - это полнота, точность, оперативность, объективность.
 
Методы профессиональной информации могут быть сгруппированы следующим образом:
1. индивидуальные беседы профориентационной тематики;
2. брифинги в кадровой службе, общеобразовательных школах, профессиональных учебных заведениях;
3. профессиональная реклама
4.  профессиональное просвещение;
5. пропаганда профессий;
6. профессиональная агитация;
7. профессиональное воспитание.
 
Выбор метода профессиональной информации происходит с учетом "жизненного  цикла специфической рабочей силы".
Основным рабочим документом для реализации комплекса мероприятий по профинформации является профессиограмма.
 
Профессиограмма - это описательная характеристика общих особенностей специальностей, входящих в в ту или иную профессию, а также требований предъявляемых к работнику для успешной работы в данной области (в частности, к общеобразовательной и профессиональной подготовке, к его физическим и психофизиологическим качествам. Основными блоками профессиограммы являются: общая характеристика профессии, подготовка кадров, типовые производственные показатели работы, санитарно-гигиенические условия труда, квалификационный профиль
Психограмма - это модифицированное  описание  конкретного вида работы,  предназначенное  для  проведения психологического изучения рабочего места и использования в дальнейшей  практической деятельности. Она содержит  описание основных  личностных характеристик сотрудника, его способности к выполнению  определенных трудовых функций на конкретном рабочем месте. В идеале психограмма позволяет получить информацию об профессионально-значимом уровне развития коммуникативной, эмоциональной, волевой, интеллектуальной, мотивационной, психодинамической сфер личности, а также системы отношений (отношения к работе, взаимоотношения с руководителем и с коллегами, взаимоотношения в семье).
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - это комплекс  мероприятий, направленный на оказание помощи трудоспособному человеку в обоснованном выборе профессионального пути с учетом профессионального призвания.
    В настоящее время в практике профессиональной  консультации реализуются независимо друг от друга два подхода:
     - профконсультация при выборе  профессии (информационная профконсультация),
     - профконсультация в процессе самоопределения (мотивационная профконсультация),.
       В зависимости от объекта исследования профессиональная консультация бывает медицинская, психологическая, педагогико-воспитательная и экономико-профессиологическая.
   Профессиональная консультация - это не единовременный акт. В реализации ее можно выделить предварительный этап, уточняющий, коррекционный и контрольный.
   Для выявления и оценки степени профессионального самоопределения  у человека используются, главным образом, наблюдение, интервьюирование, анализ результатов деятельности, обобщение независимых характеристик,  самооценка,  тестирование и анкетирование.
  
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - это комплекс мероприятий,  направленный  на  определение  степени соответствия комплекса личностных характеристик  человека рыночной потребности в рабочей силе с целью прогнозирования  успешности овладения профессией и эффективности  профессиональной деятельности.
Следует различать медицинский, психологический,  социально-экономический профотбор.
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - это завершающий этап  профессиональной ориентации и один из конечных результатов, показывающих эффективность  всей предшествующей деятельности по профессиональной информации,  консультации и отбору.  Мероприятия  по профадаптации направлены на постепенное реальное приспособление новичка к требованиям производства, новому социальному окружению, условиям и режиму труда, особенностям конкретной специализации.
Конечный результат адаптации выражается в состоянии адаптированности работника к рабочему месту.
Профадаптация основывается на пассивно-приспособительных и на активно-преобразующих связях человека с профессиональной деятельностью.
Пассивно-приспособительными мерами по профессиональной адаптации являются: медицинское освидетельствование и тестирование работника с целью адекватной расстановки; беседа с будущим руководителем; информационные сессии по поводу функциональных обязанностей, системы вознаграждения и льгот в организации; консультирование по поводу возникших  проблем; установление систем испытательного срока, частичного и временного найма с целью проверки степени профессиональной пригодности; консультирование профсоюзами работников  для ознакомления с условиями коллективного договора с администрацией и т.п.
Активно-преобразующие меры по профадаптации связаны с разработкой и реализацией комплекса мер по улучшению использования работников на основе проверки подготовленности рыночных субъектов к их приему, размещению, обеспечению надлежащими рабочими местами и состояния организации труда и культурно-бытового обслуживания)
 
Итак, профессиональная ориентация -  это научно-обоснованная система форм, методов и средств  воздействия на обучающихся  и  трудоустраивающихся лиц, способствующая своевременному привлечению их в общественное  производство,  рациональной расстановке, эффективному использованию  и  закреплению по месту работы на основе объективной оценки склонностей,  способностей и других индивидуальных качеств человека с учетом рыночной потребности в рабочей силе.