РАЗДЕЛЫ САЙТА
 


 
Основные модели коммуникации
 
Коммуникация как фактор эффективности совместной деятельности - это  долговременный курс действий субъекта совместной деятельности, предполагающий целенаправленное  и  комплексное  воздействие на внешнюю и внутреннюю среду в организации, прямо или косвенно способствующее достижению основной организационной цели.
Коммуникативные каналы  определяют способы взаимодействия сотрудников в группе. В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе выделяют три  основные модели внутренней коммуникации: модель “Звезда”, “Круг”, “Шпора”. Выбор той или иной модели  зависит от конкретной ситуации, желаемых результатов и субъектов, составляющих команды.
Каждая из моделей коммуникации имеет свои качественные преимущества и недостатки:
1. С точки зрения эффективности совместной деятельности, при системе “Звезда” решение вырабатывается и принимается быстрее, но качество подобного решения зависит от способностей,  мотивов  деятельности  центрального  сотрудника. Уровень удовлетворенности участников этой  схемы взаимодействия смешанный: как правило, высокий -  у центрального и низкий -  у периферийных из-за чувства своей  изолированности от других сотрудников. Эффективна эта система  для  быстрого достижения результатов, где качество непринципиально.
2.В круговой системе выработка и принятие решение представляет  достаточно долгий процесс, уровень удовлетворенности участников схемы достаточно низкий: они не видят результатов и своего и совместного труда.  Круговая  схема  будет действовать эффективна только при условии жесткого  координирования  деятельности  отдельных сотрудников по нормам труда.
3. Высокий уровень проработанности и качества принимаемого решения, а также  удовлетворенности деятельностью отличает многоканальную  схему взаимодействия  сотрудников“Шпора”. Ее целесообразно использовать при решении  сложных проблем, не имеющих стандартных решений и требующих высокое качество проработке. Однако, данная схема  под воздействием конкуренции среди отдельных сотрудников, с течением  времени  может превратиться в центрированную или круговую.
Помимо основных моделей коммуникации следует различать и вспомогательные типа“Тент”, “Палатка”, “Дом”. Вспомогательные коммуникативные модели способствуют увеличению эффективности функционирования основных моделей. Они немного сложнее основных:  в них информация всегда может вернуться  к отправителю по каналу, отличному от того, по которому отправлялась. Кроме того, они замкнуты. Все вспомогательные  модели трансформируются друг в друга. Поэтому основная задача руководителя при формировании гибкой структуры команды заключается в своевременной оценке необходимости переходов от одной модели к другой и сочетаний предложенных моделей в каждом конкретном случае.