РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Организация и обслуживание рабочих мест
 
 
Рабочее место как первичное и основное звено производства обеспечивается сырьем, материалами, полуфабрикатами, различными видами энергии, инструментом. Оборудование требует наладки, смазки, ремонта. От того, насколько своевременно и качественно они выполняются, зависит эффективность использования оборудования, производительность труда рабочего.
Можно оснастить рабочее место новейшими станками, высокопроизводительной оснасткой и инструментом, однако в результате перебоев в обеспечении электроэнергией, заготовками, несвоевременности наладки и ремонта оборудования производительность труда не только не возрастет, но может даже снизиться.
По данным НИИтруда на промышленных предприятиях около 70% всех внутрисменных потерь рабочего времени происходит из-за недостатков в обслуживании рабочих мест. Анкетный опрос станочников на некоторых заводах показал: у 40—60% из них имеют место простои из-за отсутствия заготовок; 70—85% вынуждены сами подносить заготовки; примерно 30% исправляют инструмент и оснастку своими силами; на получение инструмента станочники затрачивают 15—20 мин в смену .
 
При наличии больших потерь и непроизводительных затрат рабочего времени у основных производственных рабочих из-за недостатков в обслуживании на многих предприятиях вспомогательное производство обходится очень дорого, на вспомогательных работах занято большое количество трудовых ресурсов. Основными причинами неудовлетворительного обслуживания рабочих мест являются: недостаточный уровень специализации вспомогательного производства, которое чаще всего носит универсальный характер; низкая механизация вспомогательных работ; низкая общая культура вспомогательного производства; недостатки в организации труда вспомогательных рабочих.
Высокоорганизованное обслуживание рабочих мест — важнейшая составная часть научной организации труда на участке мастера. Весь сложный комплекс работ по обслуживанию рабочих мест можно представить в виде относительно обособленных функций. По каждой такой функции создаются Специализированные участки, бригады или выделяются отдельные исполнители. Их действия должны увязываться и координироваться системой общезаводского планирования и диспетчирования производства. Ниже рассмотрено в основных чертах содержание каждой функции обслуживания применительно к участку механической обработки машиностроительного завода.
 
Производственно-подготовительная функция сводится к текущему планированию, подготовке и оперативному руководству производством. Она .осуществляется планово-диспетчерским бюро (ПДБ) или планово-распределительным бюро цеха (ПРБ) под непосредственным руководством начальника цеха или его заместителя.
Транспортная функция состоит в обеспечении рабочих мест транспортными услугами: доставка заготовок и материалов; погрузочно-разгрузочные операции; перемещение предметов труда между рабочими местами, участками и цехами по технологическому потоку; упаковка и транспортировка готовой продукции на склад; сбор и транспортирование производственных отходов. Эта функция выполняется частично каждым станочником, подсобными и транспортными рабочими участка или цеха, общезаводской транспортной службой.
Инструментальная функция включает следующие работы: изготовление и ремонт технологической оснастки и нестандартного инструмента; комплектование, выдачу и доставку инструмента и оснастки на рабочие места; своевременное восстановление и заточку изношенного инструмента; учет и хранение инструмента и оснастки. Осуществляет инструментальную функцию персонал бюро инструментального хозяйства, инструментального цеха, инструментально-раздаточных кладовых, заточных отделений, частично наладчики и станочники.
Наладочная функция заключается в наладке, настройке и регулировке технологического оборудования. Выполняется наладчиками участка, частично электриками и самими станочниками, особенно в мелкосерийном и единичном производстве.
 
Ремонтная функция охватывает все виды межремонтного обслуживания оборудования в период между остановками оборудования на средний и капитальный
ремонт: наблюдение за выполнением станочниками правил эксплуатации оборудования и инструктаж; проверка оборудования на технологическую точность; проверка технического состояния оборудования с устранением мелких неисправностей; систематическая смазка станков; текущий ремонт с восстановлением и заменой изношенных деталей и неответственных узлов без вывода оборудования из эксплуатации на длительный срок. Эти работы выполняются персоналом отделов главного механика и главного энергетика, ремонтно-механических и электроремонтных цехов, цеховой ремонтной службы и частично (при совмещении профессий) самими станочниками.
Энергетическая функция включает: обеспечение рабочих мест электрической энергией, сжатым воздухом, технологическим паром и водой; отопление и вентиляцию производственных помещении; межремонтное обслуживание энергосилового оборудования. Выполняет эту функцию персонал отдела главного энергетика, электроремонтного цеха, компрессорных станций, котельных установок, а также дежурные электрики и сантехники.
 
Контрольная функция связана с проверкой качества поступающего на завод сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных изделии. Она включает также межоперационный контроль качества изготовляемой продукции, испытания и окончательную приемку готовых изделий, профилактику брака, приемку вновь изготовленной оснастки и инструмента, контроль качества ремонта технологического оборудования.
По традиции самый трудоемкий межоперационный контроль осуществляется дважды: вначале исполнителем, а затем контролером отдела технического контроля. Такой порядок не способствует повышению ответственности исполнителей за качество своей работы, требует больших затрат труда на повторную проверку со стороны контрольного персонала. При введении системы премирования за бездефектную сдачу продукции с первого предъявления повышается заинтересованность рабочих в улучшении качества продукции, но повторный контроль все равно остается. Сокращению затрат на проверку качества выполненной работы способствует использование личного клейма, однако для этого необходимо значительно повысить квалификацию рабочих, усилить моральное и материальное стимулирование работы с личным клеймом ОТК.
Складская функция сводится к складированию, учету, хранению и выдаче на рабочие места материалов, заготовок и комплектующих изделий. Она обеспечивается силами персонала общезаводских, внутрицеховых и участковых складов. Переход к поточным методам производства способствует сокращению и ликвидации межоперационных заделов, уменьшению складской площади, сокращению трудоемкости складской переработки грузов, сокращению производственного цикла.
Функция хозяйственно-бытового и культурного обслуживания включает: поддержание чистоты и порядка на рабочих местах; обеспечение рабочих спецпитанием и спецодеждой; стирку, чистку и ремонт спецодежды; благоустройство санитарно-бытовых помещений; организацию питания и отдыха в период пребывания людей на производстве; информационное и культурное обслуживание, в том числе организацию функциональной музыки. Работы выполняются персоналом хозяйственной службы, отдела техники безопасности и охраны труда, младшим обслуживающим персоналом, бюро технической информации, бюро функциональной музыки.
 
К организации обслуживания рабочих мест предъявляются следующие важнейшие требования:
1. Плановость. Вся деятельность вспомогательных служб должна осуществляться планомерно. Планы и графики работы обслуживающих подразделений должны быть согласованы с планом основного производства с целью ритмичного выполнения всех показателей производственного плана.
2. Предупредительность. Все функции обслуживания должны осуществляться не в момент крайней необходимости, а заблаговременно, чтобы предупредить любые задержки в производстве, простои, потери и непроизводительные затраты рабочего времени.
3. Комплексность. Все без исключения функции обслуживания должны осуществляться в комплексе и в полном
объеме каждая. Задержка в выполнении любой из них может нарушить всю систему и привести к простоям рабочих мест со всеми вытекающими последствиями.
4. Высокое качество и надежность. Вспомогательные цехи, участки и рабочие, занятые обслуживанием производства, должны обеспечивать и гарантировать высокое качество выполняемых работ в течение определенного, наперед установленного срока.
5. Оперативность. В связи с тем, что производство невозможно застраховать от непредвиденных задержек, остановок, поломок и аварийных ситуаций, вспомогательные службы всегда должны быть готовы к тому, чтобы такие нежелательные ситуации устранять в кратчайшие сроки при минимальных затратах.
6. Экономичность. Совокупные затраты на содержание вспомогательных служб и выполнение всех функций обслуживания должны быть по возможности минимальными, но не в ущерб качеству и другим требованиям.
Несмотря на то, что преобладающая часть функций обслуживания находится вне компетенции и сферы влияния мастера участка, он обязан хорошо ориентироваться в этих вопросах, чтобы легко найти наилучшее решение в случае непредвиденных задержек по той или иной причине.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Обслуживание рабочих мест на участке по формам может быть централизованным, когда выполнение функций осуществляется специализированными общезаводскими подразделениями, децентрализованным, при котором вспомогательные службы включаются в состав цеха и подчинены его руководству, и смешанным. Третья форма предпочтительней и чаще всего встречается, так как она объединяет в себе преимущества первых двух и не имеет многих присущих им недостатков.
Производительность труда на рабочем месте (особенно при большом удельном весе ручной работы и прочих равных условиях) существенно зависит от индивидуальной работоспособности человека, под которой понимают способность человеческого организма выполнять конкретную работу на протяжении заданного времени.
Рациональный режим труда и отдыха — это чередование работы и перерывов для отдыха, установленное на основе анализа работоспособности в целях обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья работников.