РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Организации труда вспомогательных рабочих
 
Основным показателем уровня организации производства служит длительность производственного цикла, или время изготовления изделия в процессе производства. В целом длительность производственного цикла зависит от технологии изготовления изделия, организации производства и от системы его обслуживания. Последняя характеризуется организацией вспомогательного производства и организацией труда вспомогательных рабочих.
Сокращение перерывов в производственном цикле, обеспечение непрерывности производственного процесса – одна из задач функционального разделения труда, направленного на отделение вспомогательных работ от основных и соответствующей специализации рабочих на каждом из этих видов работ, выступающих в виде функций обслуживания.
Все функции вспомогательных рабочих по степени их связи с технологическим процессом могут быть условно разбиты на две группы.
Во-первых, это функции, выполняемые в ходе технологического процесса или тесно с ним связанные (транспортные и погрузо-разгрузочные работы, наладочно-регулировочные работы, контроль качества и т.п.). Во-вторых, функции, выполняемые для поддержания в рабочем состоянии инструмента и технологической оснастки, для поддержания в рабочем состоянии здания и территории и т.п.
Функции обслуживания сами по себе объективны, а изменяется лишь роль  и место каждой из них в производственном процессе. В зависимости от уровня механизации и организации производства, от способа выполнения, от организации труда рабочих, занятых выполнением этих работ изменяются  объемы работ по каждой из функций, а, следовательно, и численность рабочих той или иной профессиональной группы.
Таким образом, роль и место вспомогательных рабочих в производственном процессе не постоянна. Она меняется с развитием технического прогресса, а точнее – в связи с ростом технического уровня производства, а также от повышения требовательности к обеспечению непрерывности производственного процесса, сложности выполняемых работ.
 
Организация труда вспомогательных рабочих определяется задачами рационального обслуживания и организацией самих работ на процессах обслуживания. Потери рабочего времени достигали 20 %, причем большая часть из них была связана с недостатками в обслуживании основного производства. Около одной трети из этих потерь приходились на первый час работы, что как раз и подтверждает наличие плохой организации системы обслуживания и неудовлетворительной подготовки рабочих смен.
Как показывает анализ работы промышленных предприятий, основные направления совершенствования организации труда вспомогательных рабочих состоят в следующем:
Специализация и централизация вспомогательных работ, позволяющая ликвидировать неравномерность в загрузке вспомогательных рабочих и сделать их работу более постоянной и специализированной;
Механизация и оснащение рабочих мест специальными средствами «малой механизации»;
Регламентация выполнения вспомогательных работ, внедрение планрово-предупредительных ремонтов; регламентированной подналадки оборудования и обслуживания рабочих мест;
Совмещение выполнения функций т расчет оптимальной загрузки вспомогательных рабочих;
Внедрение бригадного обслуживания, позволяющего сократить потери рабочего времени от неравномерного поступления работ и усилить специализацию рабочих внутри бригады;
Разработать систему оплаты труда, стимулирующей повышение производительности труда вспомогательных рабочих и улучшение работы обслуживаемых ими объектов.
 
Все это не исключает решение общих для всех рабочих вопросов организации  труда и выдвигает проектирование в число важнейших инструментов решения данной задачи.
Проектирование предполагает установления определенного порядка выполнения функций обслуживания в рамках выбранной организационной формы обслуживания (дежурное, планово-предупредительное, стандартное или строго регламентированное ).
 
Проектирование системы обслуживания имеет следующую последовательность:
1 этап – выявление потребности каждого рабочего места в необходимых видах обслуживания и установление функционального содержания системы обслуживания.
2 этап – формирование состава функциональных групп вспомогательных рабочих на основе расчета норм трудовых затрат по каждой функции обслуживания, проектирование формы обслуживания рабочих мест, определяются зоны обслуживания, связь между основными и обслуживающими рабочими. Выделение отдельных функций в самостоятельные виды работ, выполняемых вспомогательными рабочими целесообразно в том случае, если сумма времени будет достаточной для загрузки отдельного исполнителя.
3 этап – проводится разработка регламента обслуживания. С этой целью составляются графики – регламенты выполнения вспомогательных работ, маршруты и расписание перемещения вспомогательных рабочих, проектируется организация рабочих мест вспомогательных рабочих.
Различают организационную и технологическую регламентацию обслуживания рабочих мест основных производственных рабочих.
Организационная регламентация состоит с составлении графиков-регламентов обслуживания, расчете норм времени обслуживания и норм численности, рациональной организации выполнения вспомогательных работ. Исходя из этого строится сменно задание кладовщику ИРК, комплектовщику, слесарю по инструменту и транспортировщику.
 
Регламентация труда вспомогательных рабочих осуществляется по следующим направлениям.
1) Составление схемы обслуживания в виде описания характеристик процесса обслуживания.
2) Разработка графиков обслуживания, т.е. план работы, выраженный в графической или табличной форме, в котором отражается состав работ и периодичность их выполнения, увязанные во времени. Графики могут создаваться по комплексу или отдельным функциям на квартал, месяц, неделю, смену и на каждый час.
3) Выбор маршрута обслуживания.
4) Применительно к отдельным маршрутам может разрабатываться расписание работ, включая конкретное их содержание и порядок выполнения.
5) На работы, имеющие неравномерный характер, составляются оперативные планы-задания.
 
Вся система строится с использованием таких принципов как плановость, предупредительность, надежность, экономичность и комплексность.
Регламент обслуживания и с ним и труда вспомогательных рабочих определяется с учетом технических и организационных условий. Под техническими условиями понимается разработка технологии обслуживания и выбор средств выполнения вспомогательных работ (с учетом создания условий для механизации работ по обслуживанию и т.п.). Организационные условия регламентации предполагают разработку наиболее рациональных форм и способов выполнения вспомогательных работ. Одним из главных условий регламента обслуживания является специализация и централизация важнейших видов вспомогательных работ
Работа обслуживающего персонала по заранее разработанному регламенту обеспечивает его более равномерную и полную загрузку, сокращение затрат времени на обслуживание, способствует росту производительности труда вспомогательных рабочих. Улучшается также организация труда мастеров и других руководителей и специалистов.
 
Но на регламентацию обслуживания сказывается ряд факторов, что приводит к определенному сдерживанию распространения этой прогрессивной формы построения процесса обслуживания основного производства.
Система регламентного обслуживания может эффективно функционировать только в том случае, если подкреплена необходимыми мероприятиями технического и организационного характера.
Основные условия технического характера - обеспечение надежности работы оборудования, инструмента и др.; применение запроектированной оснастки, режимов работы оборудования и др.
Основные условия организационного характера – соблюдение установленных планов и графиков работы основного производства и его обслуживания.
Но было бы неправильно для всех функций обслуживания производства, для любых производственных условий рекомендовать исключительно регламентное обслуживание, так как производству свойственны не только закономерные процессы, но и случайные отклонения от этих закономерностей. Поэтому регламентированное обслуживание предупреждает большую часть возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, но не исключает возможность их возникновения и должно дополняться –другими системами, обеспечивающими более быстрое реагирование на различные отклонения, устраняя их.
В этой балансировке – от одной системы (регламентированного обслуживания) к другой (к дежурному обслуживанию) – и состоит искусство проектировщика.
Наиболее приемлемой представляется смешанная система, при которой часть функций обслуживания осуществляются по заранее разработанному регламенту, а часть – по мере возникновения тех или иных отклонений от регламента Соотношение между объемами зависит от многих факторов. Значительно легче регламентировать обслуживание рабочих мест по тем функциям, которые в меньшей мере сказываются на работе основных рабочих и оборудования (уборка промышленных помещений, бытовое обслуживание рабочих). По другим же функциям необходимо находить оптимальное соотношение между этими крайностями регламент и обслуживание только по мере возникшей необходимости.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Согласование времени обработки делали на каждом из станков с заданным тактом работы поточной линии носит название технологической синхронизации. Она характеризуется двумя коэффициентами
В основе синхронизации лежит выравнивание длительности операций, обеспечение равной или кратной их длительности такту выпуска деталей. Обеспечение технологической синхронизации во многом зависит от возможности в широких пределах варьировать длительностью операции, поручаемой рабочему.
Автоматическая линия -  это комплекс технологического оборудования, транспортных устройств, КИПа, средств сигнализации и связи, обеспечивающих осуществление технологического процесса, как правило, без непосредственного участия рабочего.