РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Опыт измерения ПТ «белых воротничков» Американского производительного центра
 
С одной стороны, многие фирмы внедряют специальные программы повышения производительности труда (одной их первых - ИБМ). С другой стороны, - для многих научных учреждений разработка таких программ становится основным видом деятельности. Одной из самых известных организаций такого типа является Американский производительный центр (АРС).
Производительности труда «белых воротничков» американскими исследованиями понимается с различных точек зрения. 1) Она рассматривается как степень эффективности выполнения некоторых конкретных ситуаций, решения локальных задач, стоящих перед данной группой. Такой подход характерен для АРС. 2) Предлагается оценивать ПТ «белых воротничков» с точки зрения ее воздействия на общие результаты деятельности фирмы. Такой подход труден для практического использования. 3) Предусматривается деление работников услуг на группы по степени «рутинности» выполняемых ими функций и возможности влияния на конечный результат в целом.
АРС разработана типовая программа повышения производительности труда «белых воротничков», которая внедряется центром с учетом условия компаний- заказчиков. Программа состоит из шести этапов, каждый их которых детально проработан:
 
1. Диагноз экономического состояния звена, производящего услуги.
2. Установление целей.
3. Измерение.
4. Конструирование услуг.
5. Создание команд повышения производительности труда.
6. Улучшение технологических параметров процесса производства услуг.
 
Программа АРС имеет отличие от традиционных программ. Отличия касаются основной цели. В традиционных программах в качестве основной задачи ставилось снижение издержек производства. В программе АРС на первый план выдвигается повышение качества услуг и своевременности их предоставления клиентам, для чего необходимы инновации как средство приспособления к изменившейся рыночной обстановке (конкуренция не по знаменателю, а по числителю).
Традиционные программы ориентированы на повышение эффективности каждого отдельного работника, а программа АРС – группы, звена, подразделения в целом. Соответственно различны и используемые организационно-технические способы повышения производительности труда. В первом случае – это техника личной работы и повышение технической вооруженности рабочего места, во втором – к ним прибавляется усиленное поощрение кооперации между производителями услуг, развитие обмена информацией, что рассматривается как основной источник повышения качества услуг.
Программы различаются и способом их внедрения. АРС предполагает, что внедрять их будут не консультанты со стороны, а специально подготовленный один работник из группы, для которой предназначена программа. Программы АРС предполагают не одноразовое «расшитие узких мест», а внедрение методов, которые будут постоянно ориентировать коллектив на повышение качества услуг при увеличение производительности труда.
 
Важное место в программе АРС отводится измерению производительности труда «белых воротничков», которое принципиально отличается от измерения производительности труда работников, непосредственно занятых производством материального продукта («голубые воротнички»), что и диктует разные подходы к их измерительным процедурам: деятельность «голубых воротничков» привязана к машинам, которые задают операции и механизм их выполнения, а общая их производительность труда складывается из индивидуальной производительности труда, в то время как «белые воротнички» выполняют, как правило, коллективные функции, здесь трудно говорить об индивидуальной производительности труда. Если процесс измерения производительности труда «голубых воротничков» чаще всего носит внешний характер, то измерение производительности труда «белых воротничков» осуществляется при активном участии работников данного звена (силами так называемой номинальной группы). Опыт показал, что в противном случае программы повышения их производительности труда не срабатывают. Это первая особенность в измерении производительности труда «белых воротничков».
 
Вторая особенность заключается в том, что поскольку «белые воротнички» выполняют более разнообразные функции, то критерием производительности труда становится несколько показателей. В первую очередь меры (показатели) производительности должны отражать качество услуг, своевременность и затраты времени. К примеру, многие информационные отделы используют показатель «число разработанных программ» (для ЭВМ), как главный индикатор успеха. Однако при этом не учитывается, насколько они полезны для потребителя. По этой причине, главный показатель должен быть дополнен такими, как ошибки, переработки и полезность программ. Система показателей дает более эффективную оценку деятельности «белых воротничков».
Начинать следует с конструирования услуги, а затем уже определять затраты на их производство. Исходная схема конструирования системы мер измерения производительности труда из практики АРС: сфера деятельности (группа) – услуга-результат деятельности данной группы – цели улучшения услуги - меры производительности труда.
 
Пример 1. Сфера: финансы и учет.
Вид услуг: представлять прогноз оперативного бюджета для планирования контроля в крупной компании, осуществляющей финансовые услуги. Эти данные необходимы, чтобы следить за расходами и вносить необходимые изменения в планирование ресурсов. Оценки должны быть сделаны в срок и аккуратно отражать фактические расходы, чтобы корректировать вопросы оперативного планирования.
Цель: улучшение точности и своевременности представляемых рапортов.
Меры:
1. Удовлетворение потребителя (экспертная оценка)
2. Объем фактически использованной прогнозной информации
               Объем представляемой информации
 
3.Кол-во критических заданий, выполненных в установленное время
             Общее кол-во человеко-дней, имеющихся в наличии
 
4. Кол-во человеко-дней,  истраченных на составление прогноза
        Общее кол-во человеко-дней, имеющихся в наличии
 
Пример 2. Сфера: проектная группа.
Вид услуг: вносить изменения в самолетные чертежи для нужд промышленного персонала и потребителей в соответствии с ее запасами. Эти чертежи используются для понимания конструкции и возможностей продукта (самолета). Многие изменения случаются как результат плановых усилий, в то время как другие являются результатом ошибок в первоначальных проектах. Своевременность и аккуратность в представленных чертежах являются определяющими для управляющих в заявках на работу.
Цель:
1) Спроектировать подсистемы, чтобы удовлетворить нужды потребителя по оптимальной цене и вовремя.
2) Представлять потребителям данные в наиболее полезной форме и своевременно.
Меры:
1. Процент чертежей, выполненных вовремя.
2.Число выполненных заданий
  Количество затраченных часов
 
3.Число изменений, внесенных вовремя
   Общее число изменений
 
Основными предпосылками внедрения программ АРС: климат в компании, который поддерживает рискованные изменения, ведущие к инновациям; убежденность высшего управленческого персонала компании в том, что повышение производительности труда «белых воротничков» - задача, с одной стороны, которую необходимо решать, с другой – решаемая; обязательное сотрудничество работников того звена, для которого программа предназначалась, с внедряющими ее; установка не на сокращение затрат, а на улучшение качества выпуска; тщательная измерительная процедура.