РАЗДЕЛЫ САЙТА
 


 
Обучение персонала на рабочем месте и вне рабочего места   
 
Обучение персонала на рабочем месте - это обучение  в  ходе  выполнения обычной работы в обычной рабочей ситуации на конкретном рабочем месте. Достоинствами этой группы методов обучения являются их гибкость, адаптивность, эффективность, “рецептурность”.
     Наряду с указанными достоинствами этих методов можно  выделить ряд существенных недостатков, а именно: в процессе обучения  имеется  контакт только с сотрудниками данной организации, не позволяют получить новые импульсы к работе в силу отсутствия  обмена  опытом  с  сотрудниками других организаций, возможно злоупотребление со стороны руководства организации, проявляющееся в отзыве обучающихся с учебных занятий простым уведомлением в связи с производственной необходимостью.
            Основными и наиболее распространенными методами обучения персонала на рабочем месте являются: - "Сидя  рядом с Нелли" (метод близнецов), - учебное руководство, - метод наставничества,  - делегирование полномочий,  - ротация,  - опытное обучение. 
 
     Обучение персонала вне рабочего места - это обучение, которое  проводится за пределами самой работы (конкретного рабочего места) и организуется внешними структурами. Методы обучения сотрудников вне рабочего места позволяют преодолеть ряд недостатков обучения на рабочем месте, но они имеют свои недостатки относительно методов  обучения на рабочем месте.
     В качестве положительных аспектов этой группы методов можно назвать такие, как:  возможность  обмена информацией о проблемах и способах их решения между сотрудниками различных организаций, при этом готовность к открытому и честному обсуждению проблем в организациях  достаточна высока в силу нейтральной учебной обстановки; отзыв обучающихся от учебных занятий ограничен в силу безвозвратной произведенной оплаты обучения;  возможность  использования  прогрессивного дорогостоящего учебного оборудования, ориентация на перспективные требования к выполнению работы; более высокий уровень организации учебного процесса в силу более высокой квалификации обучающего  персонала (преподавательского состава) вне стен  организации, чем  внутри нее.
       В качестве недостатков этой группы методов обучения следует отнести прежде всего их дороговизну. Во-вторых, возможность  полного или частичного несовпадения между потребностью в обучении персонала и фактическим содержанием учебного процесса. В-третьих, наличие временного лага между возникновением пготребности  в обучении и ее удовлетворением, т.к. время, частота, продолжительность обучения задаются внешними структурами.
       Основными методами обучения вне рабочего места являются: - метод моделирования,  - лекции,; - учебные ситуации, - деловые игры, - просмотр фильмо, - программное обучение.
  
Сочетание обучения на рабочем месте и вне рабочего места - это обучение, организованное и проводимое специально для данной организации и только для ее сотрудников вне рабочего места. Эта группа позволяет диалектически сочетать достоинства обучений на рабочем месте и вне рабочего места. Основными достоинствами являются: во-первых, характер и содержание обучения полностью отвечают потребностям в обучении персонала; во-вторых, временная близость между возникновением потребности в обучении и ее удовлетворением; в-третьих, реалная возможность расширить кругозор работника, ввести множество новых идей в прлоизводственно-коммерческую деятельность, ускорить рост эффективности в организации.
    Традиционными методами данной группы обучения являются: - брифинг, - семинары и рабочие встречи, - дистантное обучение,.
          Основными принципами проведения учебных занятий независимо от выбранных  метода и стиля  обучения персонала являются следующие:
     - актуальность
     - активность восприятия,
     - мотивированность к обучению,
     - повторение,
     - обратная связь в процессе обучения.