РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Обработка и обобщение информации социологического исследования
 
После проведения полевого исследования осуществляются заключительные этапы: обработка, анализ и обобщение информации, то есть объяснение, истолкование полученных данных.
Подготовку и проведение социологического исследования можно сравнить с процессом посевной кампании: не случаен термин "полевое исследование". Зона действия социологов - это нечто вроде поля, на котором выращивается и собирается урожай в виде надежной и достоверной информации, используемой затем в процессе принятия важных решений. Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке. Она включает в себя проверку методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет. Затем информация кодируется, то есть переводится на язык формализованной обработки и анализа. Каждому варианту ответов присваивается некое условное число (код). Кодирование закрытых вопросов происходит, как правило,  еще во время разработки инструмента. Формализованный список вариантов ответов называется кодификатором. Обработка первичной социологической информации осуществляется либо вручную, либо с помощью ЭВМ. Если объем выборки небольшой, то имеет смысл провести ручную обработку. Делается это так.
 
По каждому вопросу анкеты нужно тщательно подсчитав следующие показатели (в абсолютных цифрах, а затем в процентах к общему числу опрошенных):
- сколько человек выбрали тот или иной вариант ответа
-сколько не дали ответа на вопрос
Проверьте себя: при сложении всех трех цифр (в %) должно получиться 100% или более (если респондент нарушил правило заполнения анкеты и выбрал большее число альтернатив, чем предполагалось условиями заполнения анкеты). Если получено меньше 100%, значит, что-то просчитано неправильно, надо пересчитать.
 
После того как появилась картина ответов на все вопросы анкеты, можно приступать к составлению таблиц взаимной сопряженности между ответами на различные вопросы. Связь одних ответов может быть значимой, а других - нет. Незначимые связи, конечно, нет смысла просчитывать. Это нужно оценить самим, исходя из особенностей и задач исследования. Например,  при исследовании каких-либо проблем студентов сопряженность показателей пола и курса может быть значимой (скажем, если речь идет о семейных студентах), а может - совершенно незначимой. В таком случае тратить силы на составление таблиц взаимной сопряженности, конечно, не стоит. Так, если в анкете 10 вопросов, то максимально возможное количество таблиц взаимной сопряженности будет равняться 45. Ясно, что далеко не все из них значимы. Может быть, лишь 1/3 или даже 1/4, 1/5 всех связей.
Итак, налицо два ряда цифр: первый - разброс ответов респондентов на вопросы анкеты; второй - показатели таблиц взаимной сопряженности, то есть устойчивых связей (корреляционных зависимостей) между ответами на различные вопросы. Все цифры нужно обязательно прокомментировать, объяснить, истолковать. Следует дать оценку полученных данных, указать существующие тенденции в результатах, объяснить предположительные причины ответов. При этом нужно сопоставить полученные данные с гипотезами и установить, какие  гипотезы подтвердились, а какие оказались опровергнуты исследованием, и о чем это свидетельствует. Следует задать себе несколько простых вопросов: получена ли в итоге исследования некоторая новая информация? Что добавляет новая  информация к тому, что было раньше известно об объекте? Какие результаты оказались неожиданными? Какие выводы можно сделать в итоге