РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Нормирование труда управленческого персонала
 
Особенностью процессов управления производством является то, что на их основе осуществляется технико-технологическая, организационная, финансовая подготовка производства, совершенствуются методы работы, организуется стимулирование труда, осуществляется управленческая деятельность и т.д.. Эту деятельность осуществляет управленческий персонал, включающий руководителей, специалистов и служащих, который создает условия для производительной работы рабочих.
Применительно к управленческому персоналу нормирование заключается в установлении меры затрат труда на выполнение заданного объема работ за определенный период. При этом мера затрат труда может быть выражена либо непосредственно в затратах времени работника на выполнение единицы работы, либо через численность работников, которая необходима для выполнения определенной функции управления.
 
Задачи нормирования труда управленческого персонала:
 
1. Сокращение затрат времени на выполняемые работы и на этой основе уменьшение требуемой численности управленцев.
2. Рост производительности труда управленцев при выполнении работ за счет применения норм, установленных с учетом прогрессивных методов и средств труда, устранения нерациональных элементов трудового процесса.
3. Создание условий для повышения содержательности труда управленцев и для совмещения должностей за счет исключения нерациональных и излишних работ, выявляемых при нормировании.
4. Рациональное разделение труда и использование управленческих кадров за счет установления необходимых пропорций их численности по должностям и квалификации.
 
Для нормирования труда управленческого персонала можно использовать три метода: аналитически-расчетный, аналитически-исследовательский и суммарный.
Аналитически-расчетный метод установления норм для управленцев требует использования заранее разработанных нормативных материалов, выражающих нормативные зависимости времени или численности от влияющих факторов. Аналитически-исследовательский метод установления норм основан на непосредственном изучении затрат времени управленцев на конкретном предприятии и позволяет учесть все особенности работы, но необходимы трудоемкие исследования. Суммарный метод установления норм предполагает их определение на основе опыта человека, устанавливающего нормы, либо по учтенным данным на ранее выполненные работы, либо по суммарным наблюдениям за работой без работой без выделения ее элементов. Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки, но к научным относятся только аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский методы.
 
Аналитически-расчетный метод дифференцируется по видам используемых нормативных материалов.
 
1. Нормативы численности – регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции управления в определенных организационно-технических условиях. Это основной вид трудовых нормативов для управленческого персонала. Они позволяют определить необходимую численность: по предприятию в целом, по каждой функции управления, по заводоуправлению и в цехах, в подразделениях управления цеха, по отдельным должностям.
Норматив численности выражает форму нормативной зависимости численности от влияющих факторов. Факторы и степень их влияния на численность определяются корреляционным анализом с помощью ЭВМ. В качестве таких факторов могут выступать: численность промышленно-производственного персонала предприятия, численность основных рабочих, численность рабочих-сдельщиков, стоимость основных производственных фондов, стоимость активной части основных производственных фондов, годовая выработка продукции, количество структурынх подразделений на предприятии, средний разряд работ и рабочих и т.д.. Обычно нормативы численности (Чн) устанавливаются на основе линейных или степенных зависимостей:
Чн = К + аХ + вУ + … сР,
Чн = К Ха Ув … Рс,
где Х, У,Р – численные значения факторов, влияющих на нормативную численность работников;
        К, а, в, с – коэффициенты корреляции.
Каждая отрасль экономики в силу своих специфических особенностей производства и управления имеет свой набор факторов, имеющих свою степень влияния на численность управленцев в данной отрасли. Поэтому набор формул нормативной зависимости численности от влияющих факторов широк.
 
2. Норматив централизации работ – это регламентированное отношение численности работников на одном из уровней управления к общей численности управленческого персонала по функциям управления или в целом по предприятию в определенных организационно-технических условиях. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и определяет процентное соотношение численности управленцев по уровням управления.
 
3. Норматив числа подчиненных или норматив управляемости – это регламентированная численность управляемых работников (подразделений), которыми в определенных организационно-технических условиях должен управлять один руководитель. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и определяет численность линейных руководителей.
 
4. Норматив обслуживания – это регламентированная численность обслуживаемых работников, которых в определенных организационно-технических условиях должен обслуживать один работник. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и определяет число работников, который должен обслуживать один специалист или служащий.
 
5. Норматив соотношений численности управленческого персонала – это регламентированная величина соотношений численности различных категорий управленцев, обеспечивающая наилучшее использование работников в соответствии с уровнем их квалификации. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и используется для регулирования численности работников по должностным группам (руководители и специалисты, специалисты и служащие), внутри должностных групп (инженеры и техники, ведущие специалисты, старшие специалисты и специалисты) и т.д..
 
6. Норматив времени – это регламентированные затраты времени на выполнение единицы вида работы или ее элемента в определенных организационно-технических условиях. Обычно норматив времени разрабатываются по двум уровням проектирования процессов труда – работам и операциям, входящим в состав работ. Норматив времени устанавливается либо в виде формулы нормативной зависимости времени от влияющих факторов, либо в виде табличных числовых значений затрат оперативного времени на выполнение операции или работы.
 
Таким образом, рассмотренные выше нормативы трудозатрат выражают собой ту или иную форму нормативной зависимости времени или численности от влияющих факторов. Они предназначены для многократного использования  на различных предприятиях при установлении и пересмотре норм и могут быть представлены в виде формул, числовых значений в нормативных таблицах, графиков.
 
На основе нормативов можно установить конкретные нормы для предприятия. Но это произойдет в том случае, когда факторы примут конкретные числовые значения, характерные для данного предприятия. При этих условиях норматив превращается в норму трудозатрат. А норма труда всегда конкретна и регламентирует затраты времени или численности для вполне определенных конкретных рабочих мест или подразделений при рациональных организационно-технических условий.
 
Основные виды норм труда для управленческого персонала следующие.
 
1. Норма численности – это регламентированная численность группы работников, необходимая для полного и качественного выполнения закрепленных за ней работ в конкретных рациональных организационно-технических условиях.
Устанавливаться норма численности может либо аналитически-расчетным методом с применением нормативов численности, нормативов трудоемкости (времени), нормативов централизации работ, либо аналитически-исследовательским методом с построением балансов затрат рабочего времени. Норму численности можно определить по формуле:
Нч = Т / F1,
где Нч – норма численности работников;
      Т – трудоемкость работ;
      F1 – фонд рабочего времени одного работника в планируемом периоде.
 
2. Норма централизации работ – регламентированное соотношение численности централизованной части управленческого персонала ко всей его численности в конкретных организационно-технических условиях. Норма устанавливается аналитически-расчетным методом на основе нормативов централизации работ.
 
3. Норма соотношений численности – регламентированная величина соотношений численности различных категорий и должностных лиц управленческого персонала в конкретных организационно-технических условиях. Норма устанавливается либо аналитически-расчетным методом с применением нормативов соотношений численности, либо аналитически-исследовательским методом с построением балансов затрат рабочего времени.
 
4. Норма числа подчиненных или норма управляемости – регламентированная численность подчиненных работников (или подразделений), которые должны быть в подчинении у одного руководителя в конкретных организационно-технических условиях.  Норма устанавливается либо аналитически-расчетным методом с применением нормативов управляемости, либо аналитически-исследовательским методом с построением балансов затрат рабочего времени. Норму управляемости можно определить по формуле:
Ну = Чр х F1  / Т ф.у.,
где Ну – нормы управляемости;
      Чр – численность работников предприятия, подразделения;
      F1 - фонд рабочего времени одного работника в планируемом периоде;
      Т ф.у. – трудоемкость работ по функциям управления.
 
5. Норма обслуживания – регламентированное количество работников, которых должен обслужить один работник (специалист или служащий) в конкретных организационно-технических условиях. Норма устанавливается либо аналитически-расчетным методом с применением нормативов времени обслуживания, либо аналитически-исследовательским методом с построением балансов затрат рабочего времени. Норму обслуживания можно определить по формуле:
Но = Ч р х F1 / Т ф.о.,
где Но – норма обслуживания;
      Чр – численность работников предприятия, подразделения;
      F1 - фонд рабочего времени одного работника в планируемом периоде;
      Т ф.о. – трудоемкость работ по функциями обслуживания.
 
6. Норма времени – это необходимые затраты времени на выполнение единицы работы в конкретных организационно-технических условиях. Норма устанавливается аналитически-расчетным методом с применением нормативов оперативного времени на единицу работы и аналитически-исследовательским методом с применением данных самофотографий рабочего времени, фотографий рабочего времени и хронометражей. Норму времени определяют по формуле:
Н вр = tоп х Кд,
где Нвр – норма времени;
      tоп – затраты оперативного времени на единицу работы (операцию);
      Кд – дополнительные затраты времени на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности.
 
7. Нормированное задание – это совокупность работ, которая должна быть выполнена одним работником или группой работников за установленный период времени в конкретных организационно-технических условиях. Нормированное задание определяется расчетным способом при условии предварительного определения норм времени на предстоящие работы.  Его можно определить по формуле:
Нз = Σ Нвр i х Р i  F,
где Нз – нормированное задание;
      Нвр i – норма времени на i-тую работу в планируемом периоде;
      Р i – программа или количество работ i-го работника в планируемом периоде;
      F – фонд рабочего времени одного работника или группы работников в планируемом периоде;
      n- количество видов работ в планируемом периоде.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Процесс труда – трудовая деятельность одного или группы работников, направленная на достижение поставленной цели.Управление процессами труда – совокупность различных видов работ и операций по управлению деятельностью подразделений предприятия и отдельных работников.
Основными направлениями рационализации процессов труда руководителей являются:
1. Определение рационального содержания процесса труда.
2. Распределение рабочего времени на выполнение основных функций.
3. Разработка процедур подготовки и принятия решений.
Планировка помещений – это распределение структурных подразделений по комнатам и такое размещение в них мебели и оборудования, которое предотвращает лишние перемещения, обеспечивает экономное использование площади и сохранение здоровья работающих.