РАЗДЕЛЫ САЙТА
 


Мотивационные модели труда
 
 
Ведущие для американской социологии труда мотивационные модели Херцберга, Маслоу, Макгрегора появились в середине 20-го века. Это был период экономического роста, и в это время появились высказывания об установлении в США "общества изобилия". Социологи отмечали, что в труде люди ищут самовыражения, признания своих достижений, а удовлетворенность работой ведет к повышению производительности труда. Однако подавляющее большинство трудящихся требовало и в этот период повышения зарплаты и гарантии занятости, а не интересной работы, а материальное благополучие было характерно лишь для 15-20% рабочих.
 
Среди теорий мотивации труда, в основе которых лежат потребности высших уровней, можно выделить теорию потребности в достижении результата Дэвида МакКлелланда. Согласно этой теории желание человека работать объясняется, главным образом, тремя потребностями: властью, успехом и причастностью. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди, с потребностью власти, чаще всего энергичные, откровенные, принципиальные, смелые,  не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном отношении. Удовлетворение потребности успеха связано с процессом доведения работы до успешного завершения. Эта потребность близка к потребности в уважении и самовыражении. Люди с такой потребностью, по мнению  МакКлелланда, умеренно рискуют, берут на себя личную ответственность. Потребность в причастности выражается в стремлении к социальному общению и деловым контактам.
Для высокоразвитых стран особенно важны указанные потребности высшего порядка (власти, успеха, принадлежности), т.к. потребности низших уровней в таких странах, как правило, удовлетворены.
 
К  содержательным теориям можно отнести теорию Л. Бейлин. Она выделила три основные типа индивидуальной трудовой ориентации, которые должны учитываться при выборе средств мотивации. Бейлин считает, что люди могут быть ориентированы  на людей и управление,  на технику,  вообще не быть ориентированным на работу, быть к ней равнодушным.
Эффективность работы всех трех типов работников может быть высокой или низкой. Таким образом,  Бейлин составила таблицу, включающую 6 типов, где указала как они совмещаются  с теми или иными служебными обязанностями  и  должностями и какие средства мотивации подходят в большей степени каждому из типов работников. Таким образом,  эти рекомендации содержат много рационального. Главная их ценность создание гибкой и дифференцированной мотивационной политики, учитывающей психологические особенности различных людей.