РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Механизмы социального контроля
 
 
Важнейшей предпосылкой действенности механизма социального контроля является существование общественного мнения. Общественное мнение как проявление общественного сознания выражается в оценках, рекомендациях, требованиях, суждениях, критических предложениях коллективов или работников.
В своем развитии общественное мнение проходит ряд этапов: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями между членами коллектива, выработка из множества мнений общей позиции коллектива. Общественное мнение может возникнуть только в результате обмена мнениями, их сопоставления и столкновения в ходе дискуссий и споров. Борьба мнений в социалистическом обществе не носит антагонистического характера. Общие интересы, объединяющие различные социальные группы и слои трудящихся, являются объективной основой формирования единого общественного мнения по кардинальным вопросам развития общества. Однако это не исключает существования различия интересов и соответственно отличий общественных мнений различных социальных трупп по отдельным вопросам социальной жизни. Важно изучать общественное мнение различных социальных групп, в том числе молодежи, ветеранов труда, кадровых работников, женщин. При выработке важнейших решений учитывается мнение общественных организаций и их руководителей.
Общественное мнение может возникать стихийно, в результате трудового и жизненного опыта, а также под влиянием целенаправленного воздействия социальных институтов, таких, как идеологические учреждения, печать, радио, телевидение. В процессе формирования общественного мнения решающая роль принадлежит партийным организациям.
В трудовых коллективах общественное мнение формируется на собраниях трудовых коллективов, собраниях общественных организаций. Отсутствие гласности и широкого контроля со стороны трудовых коллективов за важнейшими социальными вопросами может приводить к таким негативным явления, как бюрократизм, протекционизм, круговая порука, угодничество, зажим критики, ослабление обратной связи между рядовыми работниками и руководителями и, в конечном счете, к отчуждению труда.
 
Механизм социального контроля в сфере труда складывается из трех основных компонентов:
1)    плановых   и   оценочных   показателей   деятельности;
2) социальных норм — норм поведения, выступающих эталоном, с которым сопоставляется поведение работников;
3) санкций — средств воздействия на поведение как групп, так и отдельных работников.
При планировании, учете, анализе и оценке результатов работы отраслей, ведомств, производственных объединений, предприятий и отдельных работников используются различные показатели. Существуют количественные и качественные, абсолютные и относительные, натуральные и стоимостные, плановые и отчетные, директивные и расчетные показатели.
 
Наибольшей степенью воздействия на трудовую активность и характер взаимоотношений участников трудового процесса обладают плановые и оценочные показатели. Эти показатели деятельности выполняют функцию ценностей, ориентируя на достижение тех или иных трудовых целей. Они задают основные критерии трудовой активности работников и коллективов. Влияние на трудовое поведение оказывает комплекс показателей, отражающих результаты труда. Это показатели выполнения плановых заданий; прироста по отношению к предыдущему периоду; премирования различных категорий работников; показатели, используемые при подведении итогов социалистического соревнования. Если показатели выбраны правильно, то возникает сопряженность интересов общества, коллектива, отдельного работника. В противном случае интересы общества и коллектива, коллектива и его отдельных членов, общества и отдельных работников оказываются в противоречии друг с другом. При общем сокращении количества плановых показателей действующие новые показатели, прежде всего выполнение планов по договорам поставки, теснее связывают интересы общества и отдельных работников. Здесь сильнее проявляется влияние на производителей со стороны потребителей, усиливается роль последних как субъектов социального контроля.
Плановые и оценочные показатели выступают основанием для контроля и оценки трудовой деятельности, прежде всего со стороны администрации и общественных организаций.
Одновременно с этим сами работники постоянно сопоставляют свое положение в коллективе и обществе с положением других, производя тем самым социальное сравнение. На основе подобного соотнесения: вклада и трудовых усилий с социальным вознаграждением, характерным для различных социальных групп, работники делают оценки и выводы. Эти выводы касаются представлений о социальной справедливости в коллективе и обществе, об уровне возможных социальных притязаний.
Таким образом, оценочный механизм в ходе социального сравнения действует постоянно. Оценки служат ориентиром трудового поведения и регулируют степень трудовой активности работников.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Социально-экономическая эффективность деятельности предприятий в значительной степени зависит от их внутриколлективной сплоченности, представляющей собой единство поведения членов коллектива, основанное на общности интересов, ценностей, норм поведения. Единство поведения означает слаженность действий членов коллектива при выполнении общих задач и реализации общеколлективных целей.
В основе типизации коллективов по уровню сплоченности лежит степень единства поведения, базирующаяся на общности интересов членов коллектива. Личные и коллективные, коллективные и общественные, общественные и личные интересы могут не совпадать и даже находиться в противоречии. Поэтому и коллективы могут иметь разную степень сплоченности.
Процесс сплочения трудового коллектива регулируется с помощью воздействия на факторы, обусловливающие уровень сплоченности. Следует различать общие и специфические, локальные факторы внутриколлективной сплоченности.