РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Проблема перевода личных особенностей в разряд профессионально важных качеств
 
Практическое значение эргономики заставляет искать возможности описания как машин, так и человека. Описание человека - наиболее сложная задача, так как то, что можно и нужно описать - способности, личные качества человека, его мотивация, направленные на освоение конкретного вида деятельности, а потом и проявляющиеся в ней, не являются неизменными. Они развиваются в ходе профессионального обучения и самой профессиональной деятельности, способствуя повышению ее эффективности и наращиванию профессионализма.
В этих рамках уместно говорить о том, что есть некое количество индивидуальных свойств личности, которые как по отдельности, так и все вместе в определенных условиях могут стать профессионально важными.
 
Вся совокупность проблем теоретического и практического характера, относящихся с профессионально важными свойствами личности (которые принято называть профессионально важными качествами), связана с поисками ответа на следующие вопросы:
- какие качества работника следует считать профессионально значимыми в оценке его профпригодности;
- как изучить и количественно измерить наличие тех или иных качеств (в статике) с учетом их развития в процессе деятельности (в динамике);
- какую степень развития профессионально важных качеств (ПВК) следует считать достаточной для принятия решения о профпригодности.
 
Характеристику методов определения профессионально важных качеств начнем с базового определения.
Профессионально важными качествами представляются те свойства, наличие, отсутствие или развитость которых позволяют успешно выполнять профессиональную деятельность. Иными словами, профессионально важными качествами являются те из них, которые статистически достоверно различаются у группы успешно работающих и у группы неуспешно работающих. Методы сравнения средних величин показателей в группах "успешно" и "неуспешно" со значительным эффектом можно дополнить дисперсионным анализом.
Подобный подход (назовем его первым) к определению профессионально важных качеств способен выявить факторы влияния на профессиональную успешность самых различных уровней: от наследуемых генетически до формируемых под влиянием социальной среды (знаний, мотивации и др.); от очень общих до чрезвычайно конкретных. Однако прежде, чем выделять из общего набора качеств группу профессионально важных для конкретной специальности, необходимо иметь систему критериев профессиональной пригодности для родственных групп профессий. Можно выделить три принципиальных подхода к составлению такой системы. Первый из них состоит в том, что система качеств не формулируется, а за профессионально значимые берутся те качества, которые как бы "лежат на поверхности" и практически представляют из себя перечень абстрагированных условий результативности деятельности. Так, если требуется передвинуть тяжелые предметы, то подобным качеством становится "способность передвигать тяжелые предметы" (наличие у работника физической силы). Данный подход приемлем для тех случаев, когда возможна проверка кандидатов в практической деятельности. Если же такая проверка может представлять опасность для человека или она экономически неэффективна, возникает потребность выявления профессионально важных качеств иным способом.
Второй подход предполагает, что исследователь проблемы берет некую группу качеств, претендующих на системность, и сравнивает эти качества у разных по эффективности групп работников. Если развитие какого-либо из качеств отличается по отдельным группам работающих, то качество соответственно получает статус профессионально значимого. При этом могут образовываться, если так можно выразиться, качества второго порядка, то есть как бы не имеющие прямого указания на пригодность. Например, данный подход может выявить связь между профессиональной заболеваемостью и цветом глаз и т.д. Зачастую при использовании такого подхода впоследствии приходится искать теоретическое обоснование наличия или отсутствия связи между личностным качеством и успешностью деятельности.
Третий подход - когда трудовой процесс разбивается на множество составных частей, уже изученных. Профессионально важные качества берутся из этого изученного материала. Сюда же относится опрос экспертов (психологов, физиологов, медиков и др.), когда те в зависимости от своих знаний рекомендуют учитывать те или иные качества.
 
Ни один из подходов не является более точным или "научным", чем другие, и не решает главную проблему: не гарантирует учет всех факторов. Даже при первом подходе, казалось бы, самом беспроблемном, вполне возможна ситуация, состоящая, например, из следующих зависимостей: для переноски тяжелых предметов выбираются самые физически развитые (крупные) люди - чем больше мышечная масса, тем крупнее нервные клетки, медленнее протекают нервные процессы - снижается иммунитет, повышается заболеваемость. Выходит, что-то было упущено в момент выбора данного качества, а именно, что требуется только "способность перетаскивать тяжелые предметы". Снова требуются оговорки, уточнения и т.п. И это не должно рассматриваться как некая случайность или очевидная недоработка. Надо сразу готовиться к тому, что отражение, пусть и фотографическое, все-таки не оригинал. На практике это приводит к тому, что самые высокие оценки по любому профессионально важному качеству можно рассматривать как противопоказание к профессии.