РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Классический период развития представлений о труде
 
 
Большой вклад в развитие учений о труде внесли У. Петти и Адам Смит, Давид Рикардо (английская политэкономическая школа). Они поставили моральные воззрения на твёрдую почву, религиозные ценности в плоскость анализа.
Уильям Петти (1623-1687гг.) – стоимость товара определяется через количество труда, необходимое для его производства – основатель теории трудовой стоимости.
Адам Смит (1723-1790гг.) Труд – фактор богатства всех народов; разделение труда имеет полезное и многообразное действие. Разделение труда увеличивает ловкость, скорость, трудовой эффект, что ведёт к росту производительности труда; через неё рост национального богатства. Негативная сторона разделения труда: при выполнении одних и тех же операций человек не развивает свои умственные способности, становится глупым и невеждой.
Давид Рикардо (1772-1823гг.) теория трудовой стоимости получает завершение. Он ошибочно считал, что труд – товар, и свёл его к рабочему времени. Но продаётся не труд, а рабочая сила, способная создавать товар.
Дальнейшее развитие в представления о труде внесли представители французской социологической школы: Ш. Фурье, Клод Сен-Симон, Роберт Оуэн, Эмиль Дюркгейм.
Сен-Симон (1760-1825гг.) – рассматривает человека как единство духовных и физических сил, поэтому труд явление общественное, обязательное для всех людей, безделье – неестественное, неморальное, вредное явление.
Труд – источник всех добродетелей; предполагал распределение – по труду, и чтобы была невозможна эксплуатация.
Шарль Фурье (1772-1837гг.) – труд должен быть величайшим удовольствием для человека, и поэтому должен быть привлекателен: ликвидация наёмного труда, материально обеспечивает работников, непродолжительная рабочая смена, обобществление производства, охрана труда, право всех на труд.
Оплата по труду, а длительность рабочего времени – 2 часа.
Им был выдвинут принцип перемены труда.
Роберт Оуэн (1771-1858гг.) обнаружил связь между условиями жизни  вне сферы труда и отношениями в процессе труда и производительностью труда, отмечая, что человек осуществляет трудовую активность всей своей личностью. Трудовая среда должна соответствовать природе человека (сокращение рабочего дня, меры по охране труда).
 
Серьёзные исследования труда были проведены в работах Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831гг.). Гегель был  идеалистом (идея существует сама по себе, затем отчуждается в природе и вновь возвращается к самой себе и сознанию в человеке). Чтобы сознание , как низшая форма,  превратилось в самосознание , как высшую форму, необходимо действие, труд человека. В труде сознание становится самосознанием, а человек благодаря труду, становится человеком. Таким образом, Гегель первый из философов описал процесс самопорождения человека в истории  благодаря труду. Труд он понимает как деятельность и производство вообще, распространяя его и на природу. Гегель считал труд средством самовыражения и самоутверждения человека и, что характер и сущность индивида можно точно определить по его делам  и труду, в которых он проявляет себя. Но представления Гегеля односторонние – не видел негативных сторон в труде при капитализме, не знал практики.
Пьер Жозеф Прудоп (1809-1865гг.) рассматривал проблемы человеческого труда, его считают одним из самых выдающихся мыслителей домарксистского социализма и родоначальником анархизма. Его взгляды: результат труда – общественный результат, никто не имеет права его отчуждать; но частная собственность делает это возможным, а также эксплуатацию чужого труда, поэтому её следует ликвидировать. Труд – решающая сила общества, определяющая его рост и весь организм. Человек, не умеющий пользоваться орудиями труда – не человек, а аномалия, несчастное существо. Критерий прогресса общества – развитие орудий труда и развитие промышленности.
 
Маркс и Энгельс внесли существенный вклад в понимание человеческого труда. они рассматривали труд как общественное многозначное явление, и в первую очередь как социологический фактор.
К. Маркс (1818-1883гг.) рассматривает вопросы отчуждения и освобождения труда, отмечает, что труд и трудовую активность следует рассматривать в контексте их взаимосвязи с другими видами активности человека. Развитие производительных сил приводит к изменения, как в содержании, так и в характере труда, а в своём единстве они оказывают влияние на положение человека в трудовом процессе и в социальной организации общества.
Ф. Энгельс (1820-1895гг.) показал роль труда в возникновении человека и человеческого общества в целом, труд – первое и основное условие человеческой жизни. Разделение труда в обществе со стихийным развитием производства приводит к порабощению производителей, превращает их в простой придаток машины. Ликвидировать это можно путём устранения социально-экономической отдалённости производителя от средств производства, то есть путём устранения монополии частной собственности на них, это устранит старое разделение труда.
Таким образом, Маркс и Энгельс подготовили основные предпосылки возникновения социологии труда, рассмотрели её основные категории: понятие труда, отношение труда и человека. Изменения в содержании и характере труда, разделение труда и его социальные последствия, отчуждение труда и пути его продолжение, влияние условий жизни на трудовую активность.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Социальные явления, происходящие в обществе, изучаются различными науками: философией,  экономикой, правом, историей, этикой и др. Если философия изучает всеобщие закономерности, существующие в природе, обществе, мышлении, то предметом остальных являются какие-либо отдельные стороны общественной жизни.
Социология труда является частью социологической науки. В результате проведения теоретических и прикладных социологических исследований трудовой деятельности происходит такое накопление знаний о социальных процессах и явлениях в сфере труда, которое приводит к становлению специальной социологической теории о труде — социологии труда.
В сфере труда при формировании и развитии социально-трудовых отношений между коллективами, группами и работниками протекают социальные процессы. Не существует социально-трудовых отношений вне социальных процессов, и наоборот.