РАЗДЕЛЫ САЙТА
 


Изменения мотивации труда
 
 
Изучение мотивации труда показало, что сложился разрыв между фактическим и желаемым трудовым поведением работника. Последнее предполагает более полную реализацию трудового потенциала занятых, высокую инициативность и творчество в поведении. По результатам исследования в литературе представлено несколько типологий поведения работников в труде. Практическое знание этих классификаций проявляется в возможном эффекте от трудовой деятельности данных работников и том, что знание типов работников позволяет выбирать те или иные способы стимулирования и управления ими.
НИИ труда проводило исследования типов мотивации в течение 80-х годов (последнее в 1990 году). Институт экономики СО изучал (через клуб директоров) мотивацию труда работников в 1992 и 1996 годах. Данные их исследований показали, что сложилась тенденция возрастания доли работников, ориентированных на заработную плату, достаток своей семьи. Такой тип работника формирует современная социально-экономическая ситуация. Интересы работников ориентированы на потребление при ослаблении интереса к самой работе. Снижение доли основного заработка в доходах вызывает неудовлетворенность зарплатой и вынуждает работника искать дополнительную работу, а задержки с выплатой заработной платы дополнительно снижает мотивацию к труду. В настоящее время закрепилась ориентация на получение заработной платы, неподкрепленной высокой трудовой активностью. Преобладает иждивенческий, а не трудовой стереотип поведения. Работник оценивает свою зар.  плату с позиции потребителя, а не субъекта производства.
В современном российском обществе связь между потреблением населения и трудовой мотивацией прямее и непосредственнее, чем в развитых странах с более благополучной экономической ситуацией. Проблема необходимых средств существования в общем и целом в этих странах решена, поэтому в мотивации труда на первое место выходят такие мотивы как реализация жизненных амбиций, накопление благосостояния (как гарантии будущего, получение возможности пользоваться благами более высокого потребительского набора.
В российских же условиях не решена проблема необходимого потребительского спроса и это сказывается на отношении к труду. Можно даже сказать, что положение человека как потребителя более существенно, чем его положение в системе производственных отношений.