РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
История развития эстетики
 
К сожалению, экономические, технологические и эстетические проблемы, возникающие при создании вещественной среды, часто рассматриваются разрозненно. Это приводит к ложным представлениям о прекрасном, ведет к появлению вычурных, мнимо красивых и неэкономичных продуктов производства.
Красивые вещи являются помощниками организации труда и отдыха. Однако одного лишь умения создавать красивости для эффективного производства недостаточно. Необходимо прежде всего умение формирования вещей социально необходимых, удобных, по возможности многофункцональных, ориентированных на конкретную группу потребителей и потребностей.
Изменения потребностей приводят к изменениям формы вещей. Внешний облик вещи, ее конструкция, технология производства, степень проработки деталей, материал, колорит, трудоемкость изготовления – позволяют судить о месте и времени изготовления, о степени развития чувства меры и вкуса у ее творца.
 
В древнейший период человечества вещественный мир определялся трудностями борьбы с природой. Первые жилища (пещеры, потом шалаши и хижины), первые орудия труда (начала каменные, потом медные и бронзовые), выдолбленная из стволов дерева примитивная утварь – все это было добротным и экономичным, но не было подлинно красивым. Прежде всего потому, что это изготовлялось и употреблялось одним и тем же человеком - мастером на все руки, в то время как для отработки форм нужен был не универсал, а специалист.
В начале первого тысячелетия до нашей эры возникает примитивная металлургия, появляется железо. Наступает железный век. У большинства народов Евразии происходит распад первобытнообщинного строя, появляются классы, появляется разделение труда. В результате вещественный мир для правящих классов в Древнем Египте создают уже настоящие художники-профессионалы. Искусство ввыделяется в особую отрасль человеческой деятельности.
 
Древняя Греция выдвинула новое выражение предметно-пространственного мира, отличающееся высочайшей гармонией. Гармония достигалась греками с помощью освоения «божественной пропорции», так называемого «золотого сечения», суть которого состоит в том, что соотношение линейных размеров предмета подчиняется закону a/b = b/(a+b). С принципом «золотого сечения» каждый из нас сейчас легко может ознакомиться, например, взглянув на бумагу формата А4 (или А3 и т.д.), где ширина и длина листа представлены в той самой «божественной» пропорции.
Главными достоинствами вещественного мира Греции являлись легкость и удобство в обращении, соответствие каждой вещи окружающей среде и человеку, изящество и строгость и форм. Экономия стала важнейшим критерием мастерства и основным принципом формообразования вещей. Древние греки называли чувство меры даром богов. Неразумное использование материала, обилие неоправданных украшений ведут к нарушению чувства меры и одновременно к разрушению красоты.
 
Дальнейшее развитие вещественного мира происходило в тесной связи с тем путем, который прошла Римская империя. Римляне не могли не обратить внимания на прекрасную Элладу, откуда они вывозили великолепных зодчих, художников, скульпторов и выдающиеся произведения искусства. Но использовали они греческое наследие по-своему. Проходя триумфальным маршем по многим странам, римляне собирали формы вещественного мира различных покоренных ими народов и механически соединяли их воедино в монументальное целое. Охарактеризовать это эстетическое направление можно словом «эклетика». Эклектика – беспринципное соединение разнородных стилей, форм, элементов, имеющих качественно несовместимые смысл и назначение.
 
Феодализм, пришедший на смену рабовладельческому строю, принес церковный аскетизм. Художественное ремесло античного мира было предано забвению. Тяжелые, статичные, грубоватые формы архитектуры и мебели, утвари и одежды, орудий труда и т.п. как бы отражали суровую церковную идеологию. Толчком развития экономики эпохи средневековья послужили крестовые походы. После знакомства с восточным бытом вещественный мир средневековья претерпевает большие измененеия. Среди имущих классов появляется увлечение предметами роскоши, простое и строгое уже не считается красивым. Все это стимулировало развитие ремесел и торговли. Ремесленники становятся квалифицированными специалистами.
Эпоха Возрождения, появление мануфактур ознаменовали новые тенденции в изготовлении вещей. Прежде всего на рынок, а не на индивидуального потребителя (не на уникальный заказ) начинают работают даже ремесленники. Соответственно, и вещи начинают терять уникальность.
 
В «золотой век» капиталистической индустрии 19 столетия вещественный мир претерпевает еще одни радикальные изменения. Вещи начинают плодиться с фантастической скоростью, обгоняя даже рост потребностей. Жестокая борьба за рынки сбыта заставила заниматься украшением вещей массового производства. Красоту в ту пору отождествляют с внешней красивостью вещи и формой, чуждой назначению предмета. Достаточно вспомнить автомобиль в форме конного экипажа, электрическую лампочку в форме свечи и т.д.
В дальнейшим начинается этап, который, по сути, продолжается и теперь. Появляется культ машины, техники и новых материалов – железобетона, стекла, стали. Машинный труд используется не для имитации форм изделий, порожденных кустарным способом производства, а для производства вещей, которые оказались возможны исключительно благодаря машинам.
 
Основополагающий принцип формирования эстетического в современном мире – это подчинение частных форм общим. Можно создать сколь угодно красивую вещь, но если она не вписывается в узаконенные стандарты, то, следовательно, будут большие проблемы с ее дальнейшим существованием. Сейчас, когда разделение и кооперация труда подразумеваются на межкорпоративном уровне, заниматься украшением деталей и предметов, которые будут не вписываться в общую конструкцию – это гибельно. Наглядное подтверждение – компьютеры, где любой создаваемый компонент нужно подстраивать под разъемы, операционные системы, раскладку клавиатуры и т.д.