РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Инфляция и антиинфляционная политика государства
 
 
Большое влияние на уровень реальных доходов оказывает инфляция. Способы управления ею неоднозначны. Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии.
 
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен и индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума (стандартной потребительской корзиной) и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания негативных явления могут устанавливаться пределы повышения (или замораживание) заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т. д. Конкретные меры сдерживания инфляции, зависят от правильности постановки “диагноза”.
 
2.1. Каждое государство проводит определенную ценовую политику.
 
2.1.1. Наблюдение за ценами является первичной формой активности государства в этой области (с него начинается госрегулирование цен). В настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельное изучение цен проводят профсоюзы, специальные комиссии и другие органы (институты).
Главная цель наблюдения за ценами со стороны государства и социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения индекса повышения минимальной (и номинальной) заработной платы и пенсий, для выяснения влияния роста цен на издержки производства и на национальную конкурентоспособность.
Одним из условий рационального государственного регулирования является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению). Используются также индексы розничных цен.
 
2.1.2. Государство осуществляет регулирование цен. Прямое его вмешательство, например, в установление цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное влияние на формирование цен оказывают государственные субсидии (путем специальных доплат, дотаций производителю или потребителю).
Прямое воздействие государства имеет место в отраслях, где его доля в потреблении товаров, услуг значительна (госзаказы в оборонных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства). Правительственные органы, являясь постоянными заказчиками (покупателями) определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают  по договоренности с партнерами “контрактные цены”.
Эффективным средством регулирования является налог на добавленную стоимость, который производители включают в цену товара (услуг). Дифференциация ставок этого налога влияет на цены.
Государство также воздействует на внешнеторговые цены (поощрение экспорта, освобождение от налогов, льгот, предоставление льготных кредитов и т. п.).
Государство может устанавливать фиксированные цены на товары (услуги) госсектора, пределы их повышения в негосударственном секторе.
 
2.2. Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (номинальной заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов в зависимости от роста цен.
Индексация доходов имеет как положительные стороны (защита денежных доходов населения, уменьшение в различиях в доходах низко- и высокооплачиваемых работников), так и негативные моменты. Она может, например, отрицательно повлиять на стремление работников к более производительному, напряженному труду.
 
2.3. Важным направлением при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Для отнесения отдельных лиц (семей) по уровню доходов к бедным в разных странах  используются различные показатели. В России используется прожиточный минимум. В зависимости от соответствия доходов БПМ нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи, для чего используется система денежных и натуральных пособий.