РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России
 
 
В соответствии с Законом о занятости населения (ст. 16) органы службы занятости разрабатывают республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры по содействию занятости населения в соответствии с законом о занятости. Программы формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.
Цель разработки федеральной программы занятости населения – реализация государственной политики содействия занятости населения, активизация содействия занятости населения с учетом более полного и рационального использования территориальных ресурсов и возможностей по обеспечению занятости населения.
 
Основные задачи – экономическое, организационное, правовое регулирование занятости населения, обеспечение активной деятельности Федеральной Государственной службы занятости населения. Главные направления Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации следующие:
- определение общефедеральной концепции занятости населения;
- предотвращение критической ситуации на рынке труда;
- реализация федеральных и региональных мер по поддержке занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;
- создание условий для развития занятости трудоспособного населения в государственных и негосударственных секторах экономики, прежде всего для граждан особо нуждающихся в социальной защите;
- сдерживание массового высвобождения работников;
- развитие системы обучения кадров, сдерживание роста безработных за счет организации и проведения опережающего переобучения, переподготовки персонала;
- организация социальной защиты работников организаций, находящихся  на грани банкротства;
- расширение масштабов и усиления финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства;
- совершенствование деятельности государственной службы занятости по созданию условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан; эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу; смягчение последствий долговременной безработицы; увеличение масштабов общественных и временных работ.
 
В реализации этих задач и направлений – приоритет за активными формами занятости.
Федеральная программа занятости населения включает в себя совокупность региональных программ. Региональные программы содействия занятости представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки труда.
I. Государственная (республиканская) программа занятости населения РФ – ГПЗН РФ содержит мероприятия с их финансовым, материально-техническим и организационным обеспечением, которые могут быть осуществлены лишь на республиканском уровне управления. К ним относятся:
- мероприятия по стимулированию развития рабочих мест и рынка труда в приоритетных районах;
- мероприятия по смягчению социальной напряженности на тех территориях, где происходит резкий рост безработицы;
- мероприятия по оперативному вмешательству в случае необходимости в неблагоприятные ситуации на региональных рынках труда, когда эти ситуации не могли быть спрогнозированы заранее.
В ГПНЗ РФ включаются также мероприятия по проведению государственной политики занятости населения, которые целесообразно осуществлять на межрегиональной основе. Обеспечивая тем самым их высокую эффективность. На уровне ГПНЗ также увязываются макроэкономические соотношения инфляции и безработицы, занятости и инвестиционной активности и т.п., а также определяется общая концепция республиканской (федеральной) политики занятости, дается общий прогноз рынка труда.
 
С целью достижения эффективной занятости и обеспечения социальной защиты граждан в условиях рыночной экономики, региональные программы занятости населения можно разделить на три уровня:
1) республиканская программа занятости населения;
2) краевая (областная) программа занятости населения;
3) районная (городская) программа занятости населения.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Впервые понятие «полная занятость» появилось в 30-е годы, когда правительство СССР объявило о ликвидации безработицы. Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепила факт ликвидации безработицы в СССР.
Незанятое трудоспособное население, по аналогии с занятым может быть определено как, такое население, которое не участвует в общественном производстве, не занимается трудовой деятельностью и не имеет заработка.
Рынок труда это сфера рыночной экономики. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы, соединение вещественных и личных факторов производства, поддержание их сбалансированности. Рынок труда охватывает все категории трудоспособного населения, это специфический механизм его распределения и перераспределения по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности.