РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Факторы трудовой адаптации
 
 
В числе  специфически объективных факторов, определяющих результаты адаптации, необходимо выделить группу социально – демографических: пол, возраст, социальное происхождение, место жительства до поступления на работу и учебу, семейное положение, образование, стаж работы, восприятие самого себя.
1.Возраст. Особое  внимание на предприятиях  должно уделяться адаптации молодежи. Это связано с тем, что по мнению большинства социологов процесс активного становления человека как общественного существа протекает не всю жизнь, а лишь определенный период, необходимый для выработки устойчивой системы ценностных ориентаций и установок для усвоения и выполнения комплекса норм, ролей.
В целом выделяется три этапа социализации:
- первичная (социализация ребенка);
- промежуточная (социализация подростка);
- устойчивая (целостная от 17-18 лет до 23-25 лет)
Каждый этап социализации имеет критические периоды. Одним из таких периодов падает на начало трудовой деятельности, то есть период адаптации молодежи к социальной среде предприятия.
Общая направленность и результаты  производственной адаптации молодежи определяются различными условиями самого предприятия  (предприятия различных отраслей имеют разную профессионально – квалификационную структуру, уровень механизации и автоматизации, состояние образования, формы организации и условия труда, культурно – бытовые условия).
 
2.Происхождение. Социальное происхождение и место жительства также влияют на процесс трудовой адаптации. Производственная адаптация протекает по- разному у коренных горожан и у молодежи приехавшей из небольших городов или сел. Приобщение последних к новому производственному коллективу осложнено рядом, социально- психологических моментов, связанных с адаптацией к образу жизни крупного города. Для этой части молодежи существенное значение имеет организационная и жилищно - бытовая адаптация.
 
3. Пол. Определенные особенности имеет процесс трудовой адаптации женщин. Как показывает практика, девушки, даже закрепляясь на предприятии, где низкий уровень механизации рабочих мест, где имеются ночные смены, в большинстве случаев не работают по профессиям, полученным в профтехучилищах, а переходят на работу кладовщиками, бухгалтерами. Это происходит потому, что женщины сочетают трудовую деятельность с воспитанием детей. Как показывают последние исследования, в настоящее время происходит «омоложение» брака, причем молодые семьи обзаводятся ребенком во все более раннем периоде. Поэтому начало трудовой деятельности девушек (выпускниц профтехучилищ, средних специальных заведений) совпадает с созданием семьи. И ориентация на семейную роль в этот период становится сильнее, чем на профессиональную и другие роли. В связи с этим встают серьезные задачи на предприятиях: введение сокращенного рабочего дня для женщин имеющих детей, наличие детских садов и ясель, позволяющих женщинам работать по профессии, повышать свою квалификацию, участвовать в общественной жизни и т. д.
 
4.Семейное положение. В целом семейное положение накладывает  отпечаток на восприятие действительности. Наличие мужа (жены) включает работника в малую социально- психологическую группу со своими интересами, нормами и вынуждает его корректировать свое поведение в соответствии с принадлежностью к данной группе.
Одинокие с одной стороны, могут больше отдавать профессии и общественной деятельности, но с другой у них отсутствуют элементы энергетического равновесия, что снижает общую удовлетворенность энергетической деятельности и может снижать профессиональную и другие виды адаптации. Профессиональная адаптация проходит успешнее у семей, мужчин и женщин; у несемейных- успешнее социально- психологическая.
 
5. Престиж работы. Стаж работы связан с возрастом, выделяют общий, работа на данном предприятии, по данной профессии.
Общий стаж связан с организацией жилищно-бытовой, социально- психологической адаптацией. Чем он больше, тем более успешно протекают эти виды. Стаж по профессии влияет на профессию, психо- физиологическую адаптацию. На данном предприятии – на социально-психологическом, профессиональном, жилищно-бытовом, организационном, общественном.
 
6.Образование. Образование – на рабочем месте наименее адаптирована молодежь с более высоким уровнем образования (нет возможности себя реализовать, развивать, расти). Для специалиста – напротив - более фундамент образования - ускоряет профессиональную адаптацию.
В современных условиях, все более важным фактором трудовой адаптации становится уровень профессиональной подготовки молодых рабочих. Нарастающие темпы внедрения комплексной механизации и автоматизации, создание все более совершенных машин приводят к тому что неквалифицированный труд все в большей мере вытесняется трудом квалифицированным. В этих условиях быстро меняется характер, содержание труда, квалификация рабочего. В настоящее время молодежь получает квалификацию в ПТУ или непосредственно на производстве. Результаты исследований показывают, что обучение молодежи в ПТУ обеспечивает глубокое проникновение в профессию, является предпосылкой высокой закрепляемости  молодежи в сфере материального производства.
Молодые рабочие, подготовленные непосредственно на производстве, отличаются меньшей профессиональной устойчивостью более низким уровнем трудовой и общественно политической активности.
 
7.Восприятие самого себя. Следует отметить, что одним из факторов  трудовой адаптации можно считать восприятие самого себя – представление о себе, т. е. представление о том, какие способности человека являются наиболее ценными и важными ( т. е. добросовестность, ум, опыт, знания).
Так, среди рабочих успешнее адаптируются те, кто считает наиболее ценными свои способности, опыт, затем те, кто ценит в себе ум, знания и менее адаптированы те, кто основой считает добросовестность, аккуратность, умение быстро работать.
 
8. Производственная среда. На адаптацию работников влияет также производственная среда - оборудование, условия труда, формы оплаты труда и его оплаты( в бригадной адаптации быстрее и выше, чем при индивидуальной).
И, наконец такие личностные факторы - как степень профессионального интереса, материальная заинтересованность в заработной плате, стремление продвигаться по данной профессии.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Объективными показателями отношения к труду являются степень ответственности и добросовестности в работе, выражаемые в количестве и качестве выпускаемой продукции, выполняемых производственных заданий; степень инициативы; уровень дисциплинированности.
Управление формированием отношения к труду работников социалистического общества предполагает существование классификации, выделения его основных типов, характерных для различных периодов социалистического строительства.
Цель изучения отношения к труду — в выявлении механизма его формирования и управления им. Наиболее значимым моментом в реализации этой задачи является изучение факторов, формирующих отношение к труду, и в первую очередь выявление степени его воздействия на производственные показатели работников.