РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Методы управления производительностью труда
 
Эффективность управления производительностью труда в значительной степени зависит от методов и стиля руководства, умелого их сочетания.
Методы управления производительностью базируются на базовых теориях Х, У и Z. Теория Х - это авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Эта теория предполагает, что люди в большей своей части нуждаются в принуждении, контроле, руководстве и стимулирование к добросовестной работе предполагает страх наказания. Суть этой теории - автократия.
Теория У приводит к позиции, которая стимулирует и поддерживает делегирование полномочий, обогащение содержание работы, улучшение взаимоотношений, партисипативное решение проблем, признание факта, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических  потребностей и ожиданий. Суть этой теории - демократизм.
Теория Z - суть этой теории анархитический стиль. Приверженцы этого стиля  применяют партисипативное решение проблем в такой степени, что это граничит с отказом от управленческой ответственности.
 
На основе базовых теорий управления выделяют три метода управления производительностью труда: административный, экономический и социально-психологический.
Административный метод ориентирован на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Для них характерно прямое целенаправленное воздействие субъекта на объект управления и включают организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, нормы и нормативы, др.), распорядительные (приказы, распоряжения), дисциплинарные (установление и реализация форм ответственности) способы воздействия. Обычно этот метод относят к способу прямого воздействия.
Экономический и социально-психологический методы носят косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов, достаточно трудно определить силу их воздействия и конечный результат. С помощью экономического метода осуществляется экономическое обоснование внедрения отдельных мероприятий и вложения в них средств, выбор наилучшего варианта, материальное стимулирование роста производительности труда. Этот метод основан на использование экономического механизма.
Социально-психологические методы связаны с социальными отношениями, с психологическим воздействием. С их помощью регулируются ценностные ориентации людей через их мотивацию, нормы поведения, вовлеченность в процесс управления и т.п.
 
С методами тесно связан стиль управления, под которым понимается стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом. Стиль управления формируется под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально психологических особенностей личности руководителя. В работах, рассматривающих стили руководства, чаще всего выделяют три стиля: авторитарный (директивный), демократический (коллективный, кооперативный), нейтральный (либеральный, попустительский). Каждый из стилей (моделей) управления имеет как достоинства, так и недостатки. Директивная модель управления проста и оперативна. Ответственность подчиненного ограничивается выполнением задачи (задания). Здесь имеет место беспрекословное подчинение, но нет места личной инициативы, т.к. подчиненный должен повиноваться. Коллективная модель (демократический стиль) управления делает возможным участие всех в намеченных действиях и свободное выражение индивидуальных мнений. Она предполагает небольшое число подчиненных и высокую их квалификацию. Однако создание такой системы требует много времени и потому не пригодна, когда надо быстро принимать решения.
Выбор методов, стилей управления (или смешанной модели) зависит от степени срочности и конфиденциальности задач, величины группы исполнителей, способности подчиненных и т.д. Именно поэтому все большее распространение имеет ситуационный подход в управлении, в соответствии с которым в зависимости от характера конкретной ситуации, эффективными оказываются разные способы руководства.
В своем развитии методы управления производительностью труда претерпели большие изменения: от жесткого (диплинарного, директивного) до партисипативного управления в современных условиях. Директивный (административный) метод долгое время был основным в нашей стране, что проявлялось в установлении заданной по росту производительности труда в пятилетних и годовых планах, сокращению ручного труда, охвату бригадной формой организации труда,        лимит    численности и др. Но такой метод имел и достоинства: активизировал и заставлял предприятия заниматься поиском резервов роста производительности труда, их реализацией и привлекал к участию в этом движении широкие массы работников.
В процессе управления используются координация и регулирование производительности труда. Координация обеспечивает согласованность всех звеньев системы управления производительностью труда, благодаря кординации устанавливается единство отношений управляют и управляющий систем, структур производства и управления. Регулирование создает соотношение упорядоченности и устойчивости производства, управляющей и управляемых систем в случае их отклонения от заданных параметров, поставленных целей и задач.
При подготовке и принятию управленческих решений в области производительности труда осуществляются конкретные формы умственного труда: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстракция, конкретизация (именуемых также и методами). Обратную связь производственных подразделений с аппаратом управления выполняет контроль (в современных условиях - контролинг). Он призван постоянно оценивать и давать информацию о реализации объектом управления задач и изданий, относящихся к его компетенции