РАЗДЕЛЫ САЙТА
 
РЕКЛАМА
 
Анализ занятости населения и рынка труда
 
Целью анализа занятости населения и рынка труда в регионе является оценка рациональности сложившейся структуры занятости населения, выявление степени сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, определении уровня вынужденной незанятости населения и качественного состава лиц, ищущих работу.
Основными показателями, характеризующими занятость населения и рынок труда, являются:
1) распределение трудовых ресурсов по видам деятельности;
2) распределение занятых в народном хозяйстве по сферам производства, отраслям народного хозяйства и секторам экономики;
3) численность незанятого населения в трудоспособном возрасте;
4) численность и состав вынужденных незанятых лиц, нуждающихся в работе, в том числе трудоспособного возраста, подростков и пенсионеров;
5)количество и состав неукомплектованных рабочих мест и вакантных должностей.
Анализ занятости населения и рынка труда целесообразно проводить за ряд лет (1-3 года) и выявить основные тенденции в изменении занятости населения и рынка труда.
 
Анализ занятости населения.
1 этап - анализ изменения численности населения. На данном этапе проводится общий анализ основных тенденций в изменении численности населения по направлениям:
- анализ динамики численности населения ( в том числе прирост, убыль)
- анализ численности населения по источникам его формирования (естественный прирост (убыль), механический прирост (убыль))
- анализ распределения численности населения по полу и возрасту (социально-демографическая характеристика)
Вывод: основные тенденции по каждому направлению.
 
2 этап. - анализ трудовых ресурсов (их структура и основные тенденции). На данном этапе углубленно анализируются изменения в численности и структуре трудовых ресурсов региона. Анализ проводится по следующим направлениям:
- анализ численности населения и трудовых ресурсов
- анализ распределения трудовых ресурсов по видам деятельности (занятые в народном хозяйстве, учащиеся с отрывом от производства и т.д.)
- анализ структуры занятых трудовых ресурсов в народном хозяйстве по отраслям материального и нематериального производства
- анализ занятых по секторам экономики (в государственных предприятиях, в колхозах, индивидуальной трудовой деятельностью, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.)
Вывод: основные тенденции в изменении трудовых ресурсов и занятых по отраслям и сферам экономики.
 
3 этап - анализ незанятого населения.
Цель -  выявить основные тенденции в изменении незанятого населения в целом, в том числе по структуре). Анализ проводится по следующим направлениям:
- анализ численности и структуры незанятого населения по категориям (незанятого населения всего, в том числе ищущие работы впервые, решившие возобновить трудовую деятельность после перерыва, высвобожденные)
- анализ высвобожденных работников в зависимости от причин высвобождения
- анализ численности безработных в том числе по категориям рабочие, служащие
- анализ профессионального состава безработных
- анализ социального портрета безработных (распределение их по полу возрасту, уровню образования и т.д.)
- анализ безработных по продолжительности безработицы.
Выводы: основные тенденции в изменении незанятого населения (в том числе безработных) и выявляются положительные и отрицательные тенденции.
Цель анализа - выявить степень сбалансированности рынка труда, соотношения спроса  и предложения.
Основные направления анализа:
- анализ незанятого населения в регионе  по категориям (рабочий, служащий) и по отраслям промышленности
- анализ профессионального состава незанятого населения
- анализ распределения вакантных должностей служащих в том числе по секторам экономики
- анализ распределения вакантных рабочих мест и вакантных должностей служащих в регионе по отраслям экономики
- анализ наиболее дефицитных профессий на рынке труда региона по отраслям
- сопоставительный анализ количественных и качественных параметров неукомплектованных (свободных) рабочих мест и незанятого населения.
В процессе анализа, в заключении, делается вывод о количественном соответствии спроса и предложения, и о качественном соответствии, формулируются предложения в программу занятости региона о путях достижения сбалансированного рынка труда.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
 
Прогноз рынка труда служит основой для организации работы по обеспечению занятости населения, так как позволяет оценить:
1) складывающуюся ситуацию с соотношением спроса и предложения рабочей силы
2) возможную численность незанятого населения, которая может обратиться за содействием в трудоустройстве в службу занятости
Различают государственную активную и пассивную политику занятости населения.
Пассивная политики занятости населения - это совокупность мероприятий направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице
В соответствии с Законом о занятости населения (ст. 16) органы службы занятости разрабатывают республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры по содействию занятости населения в соответствии с законом о занятости. Программы формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.